Психолого-педагогический анализ зачетного урока географии на тему: «Природно-хозяйственные районы», страница 2

4. Личность учителя

Нужно отметить, что студентка-практикантка довольно хорошо подготовилась к уроку. Во время урока материал излагался четко и логично. При раскрытии основных вопросов темы некоторые интересные факты преподносились учащимся эмоционально, с увлечением. Также можно отметить достаточно высокую культуру речи учителя.

На уроке учитель старалась уделить внимание каждому из учащихся, выслушать точку зрения каждого из них. При этом учитель старалась побуждать учеников к размышлению в индивидуальном порядке (задавая индивидуальные вопросы).

Все это повышало интерес учеников к рассматриваемой теме, они стремились высказывать свои суждения, задавали вопросы учителю.

Переходя к изучению новой темы, учитель установила логическую связь между пройденной темой и новым материалом, а именно объяснила, что “каждая природно-хозяйтвенная система включает в себя различные виды ресурсных циклов”.

Изучение нового материала происходило с использованием как материала учебника, так и дополнительного материала подготовленного учителем. Новые определения встречающиеся на уроке ученики записывали в конспекты. При изложении нового материала учитель старалась создать проблемную ситуацию (было предложено найти выход из тяжёлой экологической обстановки, связанной с наличием в конкретных регионах загрязняющих предприятий) для побуждения учащихся к активной познавательной деятельности. Ученики активно участвовали в обсуждении данных проблем, предлагая свои пути для её решения. 

При изучении нового материала учителем были использованы такие варианты учебной работы, как объяснение новой темы, самостоятельная работа учащихся с материалом учебника, с наглядными пособиями. Объясняя новый материал учитель использовала объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения материала, исследовательский метод.

Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе работы по овладению новым материалом Екатерина Сергеевна побуждала учеников к самостоятельным выводам и обобщениям, выделяла существенные и второстепенные моменты изучения нового материала. Вопросы которые появлялись у учеников по ходу изучения материала учитель объясняла, приводя конкретные примеры.

Проверка усвоения нового материала происходила в виде изучения проблемных ситуаций предложенных учителем. На данном этапе урока была задействована большая часть класса. Учитель затратила на объяснение нового материала  около 25 минут.

Данный вид проверки домашнего задания можно считать рациональным, так как в проверке домашнего задания было задействована семь учеников, а это треть присутствующих класса. На повторительно-обучающую работу по пройденному материалу учитель затратил 10 минут.

5. Учебная работа по выработке умений и навыков применения усвоенных знаний на практике.

Организованная учебная работа по выработке у учеников практических умений и навыков оказалась очень эффективной.

Было предложено с  помощью учителя разработать ресурсный цикл для лесного фонда. Екатерина Сергеевна постепенно записывала, с помощью учеников, все стадии ресурсного цикла. Ученики же предлагали свои варианты стадий ресурсного цикла, и зарисовывали его в конспект.

Ребята великолепно справились с предложенным заданием, что и говорит о том, что учащиеся хорошо усвоили материал.

6. Задание на дом.

Объем домашней учебной работы соответствовал количеству и уровню сложности выполненных на уроке заданий. Ученикам  было предложено самостоятельно построить ресурсный цикл, используя пример учителя. Так же на дом был параграф учебника и вопросы после него. На разборку домашнего задания учитель затратила около пяти минут.

7. Проявление педагогической умелости и мастерства учителя при проведении урока.

На протяжении всего урока Екатерина Сергеевна хорошо владела классом, поддерживая внимание учеников, рационально организовывала работу учащихся на каждом этапе урока. При выборе методов обучения географии учитель обратила внимание на то, что можно использовать местные экологические проблемы, в качестве примера (исследовательский метод), содержание усеваемого школьниками материала (репродуктивный метод), наличие необходимых наглядных средств (объяснительно-иллюстративный метод). Она так же проявила умение вызывать потребность в овладении знаниями, познавательный интерес и активность учеников в учебной работе.

Стиль отношений между учителем и учащимися можно определить как,  в сочетании с высокой требовательностью.

8. Основные выводы и общая оценка урока.

В результате анализируемого урока поставленные образовательно-воспитательные цели и задачи были успешно реализованы. С точки зрения развития познавательной активности учащихся урок можно охарактеризовать как очень эффективный, так как в ходе урока были задействованы почти все ученики класса.

Итак, можно сделать вывод, что уровень качества данного урока является высоким.