Географическая карта – модель земной поверхности (План-конспект зачетного урока по географии для 11 класса)

Страницы работы

Содержание работы

План-конспект

зачетного урока на тему:

«Географическая карта – модель земной поверхности»,

проведенного студентом V курса

геолого-географического факультета

(специальность «Геоэкология»)

УО «Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Кирьяновым Игорем Викторовичем

в 11 «Б» классе СОШ № 30 г. Гомеля

Гомель 2010


Дата: 06.10.2010

Класс: 11 «Б»

Тема: Географическая карта – модель земной поверхности.

Цель:

- образовательная: ориентировать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; формировать представление у учащихся о топографической карте, плане местности; формировать знания учащихся о способах ориентирования на местности по азимуту, о способах измерения расстояний на местности.

- развивающая: формировать умение самостоятельной работы с учебником, выделять главное, основное в тексте, структурировать учебный материал; формировать навыки учащихся читать карту.

Задачи:

- дать определение понятию «географическая карта»;

- вспомнить основные отличительные черты географической карты и плана местности;

- изучить картографические проекции;

- более глубоко изучить топографические карты.

Оборудование: учебник по общей географии 11 класса, топографическая карта местности, настенная политическая карта мира, атлас.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

IОрганизация учащихся к занятиям

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II Повторительно-обучающая работа

А сейчас я даю вам на повторение 3 минуты, после чего будем отвечать на вопросы:

1 Что вы знаете о экспериментальном методе, методе моделирования и дистанционном методе?

2 Расскажите пожалуйста про мониторинг окружающей среды!

3 Что такое географические информационные системы?

IIIИзучение нового материала.

Учитель называет тему урока и просит записать учеников ее в рабочие тетради. Один из учеников пытается сформулировать задачи урока, основываясь на знаниях, полученных в 6 классе. Затем учитель дает определение термину географическая карта – это уменьшенное, математически определенное, генерализованное изображение поверхности Земли, на котором все объекты показаны в принятой системе условных знаков. При этом учитель выясняет, насколько все вышеперечисленные прилагательные усвоены учащимися (пояснить, что значит «математически определенное» - основывается на основных законах математики; «генерализованное» - обобщенное, избирательное»).

Вопрос: назовите отличия карты от плана. На какие группы делятся карты по охвату территории, масштабу и содержанию? Какой бывает масштаб (численный, именованный, линейный)?

В тетради сделать записи классификации  картографических проекций в зависимости от характера искажений (равнопромежуточные, равновеликие, произвольные), по использованию вспомогательной геометрической поверхности (цилиндрические, конические, азимутальные), виды условных знаков (линейные, знаки движения, площадные, способ ареалов, значков, изолиний, качественного фона, точечный способ, картограмм и картодиаграмм). Выбор проекции зависит от ее назначения и масштаба – подчеркнуть. Заполнить таблицу:

Вид проекция в зависимости от геометрической поверхности

Вид параллелей и меридианов

Цилиндрическая

Перпендикулярные друг другу прямые линии (рис. 23)

Коническая

Меридианы выходят лучами из точки полюса, параллели – дуги окружностей (рис. 24)

Азимутальная

Меридианы выходят лучами из точки полюса, параллели – окружности (рис.25)

Актуализация знаний: вспомнить главное отличие и свойства географической карты от топографической. Что называется планом местности?

Все объекты и явления на картах изображаются при помощи значков, линейных знаков, знаков движения, способом изолиний, способом ареалов, способом качественного фона, точечным способом, картограммы и картодиограммы. Дальше ученики самостоятельно работают с учебником на странице 26 и 27, и выписывают в тетрадь, для чего применяется каждый из вышеперечисленных способов.

IVЗакрепление изученного материала

1 Почему карту можно назвать моделью?

2 Какие виды искажения бывают на географических картах

3 По картам атласа найдите примеры разных способов картографического изображения, определите проекции масштабы и искажения

V Домашнее задание \

1.  §5;

Похожие материалы

Информация о работе