УРОК ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ»
10 КЛАСС
ГОМЕЛЬ 2010
Цель:
- образовательная: ориентировать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; повторить и углубить знания о хозяйстве, его структуре и специализации экономики; сформировать представление у учащихся о производственной и непроизводственной сфере; познакомить учащихся с основными стадиями развития экономики.
- развивающая: формировать умение самостоятельной работы с учебником, выделять главное, основное в тексте, структурировать учебный материал; обогащение словарного запаса школьников; развивать умение формулировать выводы.
- воспитательные: вызывать интерес к изучению национальной экономики; формировать активную гражданскую позицию учащихся.
Задачи:
- повторить классификацию хозяйства (экономики);
- рассмотреть структуру современной экономики Беларуси;
- определить стадию развития национальной экономики;
- дать определение инфраструктуре и рассмотреть ее классификацию.
Оборудование: политико-административная карта Беларуси, атласы (стр. 34).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организация учащихся к занятиям (1 мин.)
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка усвоения пройденного материала (10 мин.)
Учащимся по желанию предлагается заполнить карточки-задания по пройденному материалу (по вариантам).
1 вариант
1. Фактор – это …
2. Структура хозяйства – это …
3. Дополните схему:
ЭГП
… …
4. * (9 баллов) Перечислите факторы размещения производства, влияющие на все отрасли хозяйства.
5. * (10 баллов) Оцените структурные преобразования экономики с точки зрения изменения распределения численности занятых населения по формам собственности. Используя данные таблицы, рассчитайте отклонения показателей, сформулируйте выводы.
форма собственности |
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2005 г. |
2009 г. |
отклонение (+; -), в % |
|||||||
1995 к 1990 |
2000 к 1995 |
2005 к 2000 |
2009 к 2005 |
2009 к 1990 |
|||||||||
государственная |
73,9 |
59,8 |
57,2 |
51,7 |
|||||||||
частная |
26,1 |
40,1 |
42,4 |
47,0 |
|||||||||
иностранная |
- |
0,1 |
0,4 |
1,3 |
|||||||||
2 вариант
1. Фактор размещения и развития производства – это …
2. Специализация хозяйства – это …
3. Охарактеризуйте макро – экономико-географическое положение Беларуси.
4. * (9 баллов) Перечислите факторы размещения нефтеперерабатывающей промышленности.
5. * (10 баллов) Проведите сравнительный анализ шведской модели социально ориентированной рыночной экономики и социально ориентированной экономики с рыночными элементами Беларуси.
Остальные учащиеся отвечают на вопросы:
1. Что такое хозяйство?
2. Перечислите все факторы размещения и развития производства.
3. Назовите отрасли специализации современной национальной экономики.
4. Охарактеризуйте этапы развития экономики по данным заполненной таблицы в рабочей тетради.
5. Ответить на вопрос со стр. 229 учебника.
6. Проверить (выборочно) письменный ответ в рабочей тетради, заданный на дом.
Изучение нового материала (20 мин.)
Учащиеся вспоминают отраслевую структуру современного мирового хозяйства. Учитель подчеркивает, что в основе формирования современной отраслевой структуры экономики лежит общественное и территориальное разделение труда, а важнейшими факторами ее формирования выступают природные условия и ресурсы, НТП, потребности внутреннего и внешнего рынка. При рассмотрении структура национальной экономики ученики анализируют рисунок 115 (стр. 232). Необходимо подчеркнуть глобальную тенденцию роста непроизводственной сферы и ее современную долю в экономических развитых государствах (США, Япония, Германия).
Затем, ученики самостоятельно изучают таблицу 4 (стр. 233), анализируют ее, а данные соотносят с параметрами экономики Беларуси и наделают выводы (На какой стадии экономического развития находится экономика Беларуси).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.