Современная структура хозяйства Беларуси (План-конспект урока географии Беларуси для 10 класса)

Страницы работы

Содержание работы

УРОК ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ»

10 КЛАСС

ГОМЕЛЬ 2010

Цель:

- образовательная: ориентировать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; повторить и углубить знания о хозяйстве, его структуре и специализации экономики; сформировать представление у учащихся о производственной и непроизводственной сфере; познакомить учащихся с основными стадиями развития экономики.

- развивающая: формировать умение самостоятельной работы с учебником, выделять главное, основное в тексте, структурировать учебный материал; обогащение словарного запаса школьников; развивать умение формулировать выводы.

- воспитательные: вызывать интерес к изучению национальной экономики; формировать  активную гражданскую позицию учащихся.

Задачи:

- повторить классификацию хозяйства (экономики);

- рассмотреть структуру современной экономики Беларуси;

- определить стадию развития национальной экономики;

- дать определение инфраструктуре и рассмотреть ее классификацию.

Оборудование: политико-административная карта Беларуси, атласы (стр. 34).

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организация учащихся к занятиям (1 мин.)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка усвоения пройденного материала (10 мин.)

Учащимся по желанию предлагается заполнить карточки-задания по пройденному материалу (по вариантам).

1 вариант

1.  Фактор – это …

2.  Структура хозяйства – это …

3.  Дополните схему:

ЭГП

                                            …                                …

4.  * (9 баллов) Перечислите факторы размещения производства, влияющие на все отрасли хозяйства.

5.  * (10 баллов) Оцените структурные преобразования экономики с точки зрения изменения распределения численности занятых населения по формам собственности. Используя данные таблицы, рассчитайте отклонения показателей, сформулируйте выводы.

форма собственности

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2009 г.

отклонение (+; -), в %

1995 к 1990

2000 к 1995

2005 к 2000

2009 к 2005

2009 к 1990

государственная

73,9

59,8

57,2

51,7

 

частная

26,1

40,1

42,4

47,0

 

иностранная

-

0,1

0,4

1,3

 

2 вариант

1.  Фактор размещения и развития производства – это …

2.  Специализация хозяйства – это …

3.  Охарактеризуйте макро – экономико-географическое положение Беларуси.

4.  * (9 баллов) Перечислите факторы размещения нефтеперерабатывающей промышленности.

5.  * (10 баллов) Проведите сравнительный анализ шведской модели социально ориентированной рыночной экономики и социально ориентированной экономики с рыночными элементами Беларуси.

Остальные учащиеся отвечают на вопросы:

1.  Что такое хозяйство?

2.  Перечислите все факторы размещения и развития производства.

3.  Назовите отрасли специализации современной национальной экономики.

4.  Охарактеризуйте этапы развития экономики по данным заполненной таблицы в рабочей тетради.

5.  Ответить на вопрос со стр. 229 учебника.

6.  Проверить (выборочно) письменный ответ в рабочей тетради, заданный на дом.

Изучение нового материала (20 мин.)

Учащиеся вспоминают отраслевую структуру современного мирового хозяйства. Учитель подчеркивает, что в основе формирования современной отраслевой структуры экономики лежит общественное и территориальное разделение труда, а важнейшими факторами ее формирования выступают природные условия и ресурсы, НТП, потребности внутреннего и внешнего рынка. При рассмотрении структура национальной экономики ученики анализируют рисунок 115 (стр. 232).  Необходимо подчеркнуть глобальную тенденцию роста непроизводственной сферы и ее современную долю в экономических развитых государствах (США, Япония, Германия).

Затем, ученики самостоятельно изучают таблицу 4 (стр. 233), анализируют ее, а данные соотносят с параметрами экономики Беларуси и наделают выводы (На какой стадии экономического развития находится экономика Беларуси).

Похожие материалы

Информация о работе