Основные черты природы Антарктиды (План-конспект урока географии для 8 класса)

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Дата:  23.02.2010г.                                8 «Б» класс

Тема:    Основные черты природы Антарктиды

Цели урока: 1. Обучающая: Сформировать понятие о климате Антарктиды, о растительном и животном мире материка.

2. Развивающая: Выработать умения по климатической карте Антарктиды давать характеристику климата материка.

3. Воспитательная: Показать значение сохранения уникального растительного и животного мира Антарктиды, а так же роль советских ученых в изучении природы материка.

Оборудование урока: физическая карта мира, климатическая карта Антарктиды, атласы 8-9 классов, наглядные пособия.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.  Организационный момент

Захожу в класс, делаю минутную паузу. Приветствую учащихся: «Здравствуйте, присаживайтесь». Проверяю, все ли предметы лежат на столе, которые необходимы для урока.

II.  Проверка знаний и умений

Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал, изученный на прошлом уроке. Вы прошли тему «Географическое положение, открытия и исследования Антарктиды. Геологическое строение и рельеф». У вас 3-4 минуты на повторение, затем я буду опрашивать вас устно.

Вопрос 1: Рассказать об особенностях географического положения Антарктиды.

Предполагаемый ответ: Площадь Антарктиды вдвое превышает площадь Австралии и составляет около 14 млн. км2. Это единственный материк, расположенный в районе полюса, в пределах Южного полярного круга. Область, в центре которой находится Антарктида вместе с прилегающими участками Атлантического, Тихого и Индийского океанов с островами, носит название Антарктика. Граница ее проходит в пределах 50-60°ю.ш. Океаны на тысячи километров отделяют Антарктиду от других материков Южного полушария. Ближе всего к Антарктиде, на расстоянии около 1000 км, находится Южная Америка. Берега континента слабо изрезаны. Они преимущественно отвесные, ледяные, высотой в несколько десятком метров. Моря неглубоко врезаются в материк. Наиболее крупные из них: Росса, Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, названные именами исследователей Антарктиды. Выделяется крупный полуостров Антарктический. Вокруг Антарктиды проходит самое мощное в Мировом океане холодное течение Западных ветров.

Дополнительный вопрос: Кто и в каком году открыл южный полюс?

Ответ: Р.Амундсен – 14 декабря 1911 г., Р.Скотт – в 1912 г.

Спасибо, правильно, присаживайся.

Вопрос 2: Рассказать о географическом открытии и исследовании материка. Шульга Инна подготовила доклад на эту тему. Послушаем ее внимательно.

Хороший доклад, присаживайся.

Вопрос 3: Рассказать о геологическом строении и рельефе материка.

Предполагаемый ответ: Ледниковый покров Антарктиды скрывает сильно расчлененную поверхность. По характеру подледного рельефа Антарктиду делят на две части: Восточную и Западную. Подледный рельеф обусловлен геологическим строением материка и давлением ледникового панциря. В основании большей части территории материка лежит древняя Антарктическая платформа, входившая в состав Гондваны. Она занимает Восточную Антарктиду. Платформе соответствует равнинный рельеф. На юго-востоке находится самая крупная из равнин – платообразная равнина Шмидта. Западную окраину платформы окаймляют молодые горные районы: Антарктические Анды и Трансантарктические горы. Эти горы являются продолжением Анд и частью Тихоокеанского огненного кольца. Горы местами возвышаются над ледниковым покровом. Здесь расположен действующий вулкан Эребус (3794 м). Максимальная высота Антарктиды находится в горном массиве Винсон (5140 м). Горные хребты разделены равнинами. В отдельных районах под тяжестью льда суша прогнулась ниже уровня моря до 2,5 км.

Дополнительный вопрос: Назови среднюю и максимальную мощность льда в Антарктиде.

Ответ: средняя – 2 км, максимальная – 4,8 км.

Спасибо, правильно, присаживайся.

III.  Объяснение нового материала

А теперь перейдем к новой теме. На этом уроке мы рассмотрим тему «Основные черты природы Антарктиды». Запишите название темы в тетради. Вопросы, которые мы сегодня изучим:

1.  Климат.

2.  Растительный и животный мир.

Рассмотрим первый вопрос новой темы.

1. Климат Антарктиды

Откройте ваши атласы на стр.9.

Вопрос классу: Скажите, в каком климатическом поясе располагается материк?

Ответ: Большая часть – в антарктическом климатическом поясе, только Антарктический полуостров заходит в субантарктический и умеренный пояса.

Правильно, продолжим.

Зимой в течение нескольких месяцев здесь стоит полярная ночь. В период длинного полярного дня материк получает много солнечной радиации, но до 90% ее отражается ледяной поверхностью. В Антарктиде и на побережье материка формируются устойчивые области с высоким и низким давлением, определяющие неустойчивые погодные условия.

Обратите внимание на рисунок 77 в учебнике на стр.133. На нем вы можете увидеть области высокого и низкого давления, изолинии накопления снега, ледниковые купола.

Вопрос классу: Где максимальные высоты накопления снега?

Ответ: вдоль западного побережья Антарктического полуострова и вдоль восточной части материка.

Правильно.

В течение всего года в Антарктиде господствуют низкие температуры. Средние зимние июльские температуры колеблются от –60°С внутри

Похожие материалы

Информация о работе