УРОК ПО ТЕМЕ «ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ» (§ 7)
10 КЛАСС
ГОМЕЛЬ 2010
Цель:
- образовательная: обеспечить проверку и оценку знаний и умений учащихся по теме «Географические названия Беларуси»; ориентировать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; повторить и углубить знания о геологическом строении Земли; формировать представление у учащихся о геологическом строении территории Беларуси.
- развивающая: формировать умение самостоятельной работы с учебником, выделять главное, основное в тексте, структурировать учебный материал; обогащение словарного запаса школьников; развивать умение формулировать выводы, находить причинно-следственные связи.
Задачи:
- повторить основные этапы развития Земли;
- дать определение терминам «плита», «щит», «антеклиза», «прогиб», «выступ»;
- выделить основные тектонические структуры на территории Беларуси.
Оборудование: физическая карта Беларуси, атласы (стр. 8-9).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организация учащихся к занятиям (3 мин.)
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка усвоения пройденного материала (15 мин.)
1. Что такое «топонимика», «топонимический ландшафт»? 7 баллов
2. На какие группы делятся ойконимы, гидронимы, оронимы (привести пример из таблицы). – 8 баллов
3. Рассказ об истории происхождения города, реки, озера (Гомель, Туров; Сож, Днепр; Червоное, оз. Нарочь). – 8 баллов
4. Рассказ об этимологии своей фамилии, имени. Представление проектов родословной своей семьи (по желанию). – 10 баллов
5. На доске заполнить схему классификации топонимов. – 9 баллов
6. Почему некоторые населенные пункты били переименованы в советское время? – 8 баллов
Изучение нового материала (20 мин.)
Актуализация: возможны ли землетрясения на территории Беларуси? (стр.50)
Почему говорят, что территория Беларуси в разрезе напоминает двухслойный пирог? Какие это слои?
Какие особенности строения платформ и складчатых областей вы знаете?
Характеристика особенностей геологического строения земной коры Беларуси.
Анализ геохронологической таблицы (атлас, с.8): перечислить эры и периоды, обратить внимание на постоянство привязанного цвета, определить самый продолжительный и короткий геологические периоды, протяженность самого молодого.
Учащимся предлагается заполнить тематический раздел контурной карты по ходу рассказа учителем нового материала и таблицу следующего вида:
Тектоническая структура |
ГП |
Описание |
Белорусская антеклиза |
||
Воронежская антеклиза |
||
Украинский щит |
||
Микашевичско-Житковичский выступ |
||
Оршанская впадина |
||
Брестская впадина |
||
Припятский прогиб |
||
Латвийская, Жлобинская, Полесская, Брагинско-Лоевская седловина. |
Повторительно-обучающая работа (5 мин.)
1. На какой платформе расположена Беларусь?
2. Что такое «щит», «платформа»?
3. Как называют наиболее продолжительные отрезки времени геологической истории Земли?
4. Назвать геологические эры.
5. В какой эре и в каком периоде мы живем?
6. Почему четвертичный период иначе называют антропогеновым?
7. Задача. Инструментальными наблюдениями зафиксировано, например, поднятие Минска на 1,6 мм/год. На какую высоту, при такой скорости, приподнимется его территория через 1 млн. лет? Достигнет ли его высота Крымских гор? Ответ: этого не произойдет, т.к. периоды поднятий сменяются периодами прогибаний; эти процессы носят циклический характер.
8. Назвать основные прогибы, антеклизы, седловины.
9. Определить, существует ли прямая связь между тектоникой и рельефом. Привести конкретные примеры. Использовать наложение тектонической карты и физической карты.
Домашнее задание (2 мин.)
1. § 7.
2. По выбору: проанализировать и прокомментировать геологический разрез на территории Беларуси по линии А-Б (атлас Беларуси).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.