ПЛАН-КОНСПЕКТ
ЗАЧЕТНОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ
(§ 8 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОЯСА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАКОНА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОНАЛЬНОСТИ),
ПРОВЕДЕННОГО СТУДЕНТКОЙ V КУРСА
ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГЕОГРАФИЯ»)
УО «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»
ГАЙДАШ ЕЛЕНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ
В 11 «Б» КЛАССЕ
ГУО «СОШ № 5» г. ГОМЕЛЯ
ГОМЕЛЬ 2010
Цель:
- образовательная: обеспечить проверку и оценку знаний и умений учащихся по теме «Геологическая история Земли. Система геологического летоисчисления», «Причины и следствия влияния Солнца и Луны на земные процессы», организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению новой темы; расширить и углубить представление у учащихся о географической оболочке, периодическом законе географической зональности; рассмотреть природные особенности отдельных географических поясов Земли.
- развивающая: формировать умение самостоятельной работы с учебным фильмом, выделять главное, основное в учебном фильме, структурировать учебный материал; формировать навыки учащихся устанавливать причинно-следственные связи.
- воспитательная: формировать экологическое сознание учащихся.
Задачи:
- дать определение понятию «социосфера», «техносфера» и «антропосфера»;
- выделить основные компоненты и свойства географической оболочки;
- сформулировать периодический закон географической зональности и рассмотреть его географию.
Оборудование: учебное пособие по общей географии 11 класса, атлас мира, мультимедийная установка, учебный фильм «Литосфера Земли».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организация учащихся к занятиям (3 мин.)
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания (10 мин)
Вариант 1
1. Кто является автором гипотезы об образовании Земли из газо-пылевого облака? 0,5 б
2. Абсолютный возраст горных пород – это 0,5 б
3. Какие эры включает криптозой и фанерозой? 1 б
4. Опишите как можно подробнее кайнозойскую эру (какие периоды включает, основные геологические процессы, полезные ископаемые, название складчатости, растительность, животный мир и т.д.) 2 б
5. В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси, и за какое время совершает полный оборот вокруг своей оси? 0,5 б
6. Назовите даты равноденствий и их названия. 1 б
7. Чему равна угловая скорость вращения Земли? 0,5 б
8. Опишите взаимное расположение Земли, Луны и Солнца при сигизийных приливах. В таком положении приливы максимальны или минимальны? 1 б
9. Каким образом Луна влияет на Землю? 1 б
10. Магнитное наклонение – это 2 б
Вариант 2
1. Раскройте сущность гипотезы о происхождении Земли из газо-пылевого облака. 0,5 б
2. Относительный возраст горных пород – это 0,5 б
3. Какие периоды включает фанерозой? 0,5 б
4. Опишите как можно подробнее мезозойскую эру (какие периоды включает, основные геологические процессы, полезные ископаемые, название складчатости, растительность, животный мир и т.д.) 2 б
5. Что такое звездные сутки и сколько они составляют времени? 0,5 б
6. Назовите даты солнцестояний и их названия. 1 б
7. Укажите стрелками взаимодействие и взаимовлияние следующих компонентов: сила Кориолиса угловая скорость вращения Земли перемещение водных и воздушных масс. 1 б
8. Опишите взаимное расположение Земли, Луны и Солнца при квадратурных приливах. В таком положении приливы максимальны или минимальны? 1 б
9. Каким образом Солнце влияет на Землю 1 б
10. Магнитное склонение – это 2 б
Изучение нового материала (30 мин.)
Ученики вспоминают 2 уже изученных раздела и учитель сообщает о начале изучения нового раздела учебного курса «Географическая оболочка Земли». Учитель называет тему урока и просит записать учеников ее в рабочие тетради. Затем учитель дает определение термину географическая оболочка – непрерывная оболочка Земли, включающая нижние слои атмосферы, верхнюю часть литосферы, всю гидросферу и биосферу, социосферу с техносферой и антропосферой, которые находятся в соприкосновении, взаимоприникновении, взаимодействии и взаимозависимости посредством обмена веществом, энергией и информацией (записать на доске составные компоненты географической оболочки). Предложил А.А. Григорьев в 1932 г. Зарисовать круговую схему географической оболочки. Социосфера – часть географической оболочки, включающая человечество с присущими ему производством и производственными отношениями, а также освоенную человеком часть природной среды. Наиболее важные закономерности географической оболочки:
1. Целостность – изменение одного компонента, процесса или явления ведет к изменению других;
2. Круговорот вещества (круговорот биологического вещества, воды, воздушных масс, поддерживает баланс между живой и неживой природой);
3. Ритмичность (суточные, годичные и многолетние циклы);
4. Зональность (закономерная смена географических поясов от экватора к полюсам и распределении природных зон в их пределах) и азональность (распространение какого-либо географического явления, процесса или объекта вне связи с зональными особенностями данной территории).
Периодический закон географической зональности: анализ рисунка на стр. 40.
Просмотр учебного фильма (20 минут 30 секунд). Выписать на отметку географические объекты (номенклатура), процессы и компоненты.
Домашнее задание (2 мин.)
1. §8.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.