Хазиева Е.Н. СЦ-21
Творческое задание по курсу социология культуры.
Я решила описать ситуацию культурного шока на примере фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (СССР, 1973) снятый по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» режиссёром Леонидом Гайдаем.
Главные герои фильма Иван Васильевич и актер-воришка случайно попадают в прошлое, Москва времен Ивана Грозного с помощью «подозрительной машины времени», которую изобрел еще один герой фильма – Шурик. В этот момент в наше время попадает выше упомянутый Царь Всея Руси Иоанн Васильевич Грозный.
Попавши в царскую Москву наши герои сталкиваются с преследованием царской охраны, но они находят способ обезопасит себе во враждебном окружение выдав себя за царя и его князя. Они переоделись, перебрали манеру говорить и действовать. Они сталкиваются с непонятными правилами этикета. Поначалу это создает для них дискомфорт, но довольно быстро они приспосабливаются к сложившимся обстоятельствам.
Иван Грозный попавши в чужое место тоже кидается наутек, но не потому что за ним гонятся, а из страха погони. Он случайно опадает в лифт из которого не может найти выход, его пугает звук работающего холодильника, случайно включенный магнитофон, лампочка. Его поражает мягкость Шурика, манера говорить, обращаться, отсутствие страха перед ним самим как представителем власти.
В конце концов все герои «вживаются» в отведенные им роли (манера говорить, способ действия). Они нашли наиболее выгодный способ выйти из сложившейся ситуации – частичная ассимиляция. Для Ивана Васильевича этот процесс протекал наиболее сложно, т.к. он обладал недостаточно пластичностью личности.
В данной ситуации наиболее четко осознаются различия в сфере личных взаимоотношений. Когда царь узнает о том, что Шурик отпустил свою жену с любовником, первым побуждение царя в ситуации подобной этой было найти любовника и посадить его на кол, что в наше время совершенно не принято и противозаконно, или когда в квартиру врывается жена Ивана Васильевича и начитает кричать, оскорблять и пытаться тащить царя домой, скитая его своим мужем, на что получает в ответ весьма грубые выражения в свой адрес. Иван Васильевич напротив проявил учтивость к царице – предложил присесть, развлекал учтивыми разговорами, предлагал напитки и еду. Это несколько шокировало царицу т.к. подобная обходительность и мягкость не была свойственно ее царственному супругу. Подобное различие можно отнести к разряду норм.
Существенным различием и шоком для героев фильма стал местный пейзаш. В случае с царем его шокировал масштаб и красота города (огромное количество высоких здание, наличие «удивительной» техники для передвижения, каменные дороги), в то время как Иван Васильевич и его спутник были поражены увидев на улице лишь маленькие хижины, огромное количество лошадей и повозок. Несмотря на все различия по возвращению героям трудно сразу вернутся к принятым нормам родного общества, им потребуется некоторое время на обратную ассимиляцию.
Место происходящих событий было – Москва, но в разные исторические периоды. Это дает нам картину того какого прогресса мы добились в области духовной, материальной и интеллектуальной сферах жизни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.