2. Обоснуйте основные требования к поршневым сплавам и технологию их термической обработки, предложите методы их испытания.
Следует отметить, что сплавы на основе системы Al-Si применяемые для работы при повышенных температурах нецелесообразно закаливать, т.к. при этом происходит коагуляция и сфероидизация частиц вторых фаз, особенно Si и нарушение сплошности каркаса литой структуры, что повышает ползучесть при высоких температурах, а следовательно, снижает его жаропрочность. Поэтому сплав ВАЛ6 подвергают старению из литого состояния в целях стабилизации структуры и снятия литейных напряжений (ВАЛ6 Si 11-13%, Cu 3,2-4%, Mg 0,8-1,3%, Ni 2-3%, Mn 0,4-0,7%, Ti 0,1-0,3%, Fe 0,5%, Zn 0,2%). Оптимальный режим отпуска для литых поршней нагрев до 200-220ºС, выдержка 1,5-5 ч. чем выше температура отпуска и длительнее выдержка, тем в большей степени стабилизируется структура сплава и размера поршней и тем меньше величина остаточных напряжений (АЛ10В Si 4,5-6,5%, Cu 6-8%, Mg 0,2-0,5%, Ni 0,5%, Mn 0,5%, Fe 2,5%, Zn 0,6%).
Анализ условий работы поршней современных двигателей показывает, что в процессе работы они воспринимают значительные динамические нагрузки, меняющиеся в течении одного цикла по знаку и направлдению, причем давление газов, воздействующих на поршень может привышать 80 кгс/мм2 (800 МН/м2). Поршни автотракторных двигателей должны обеспечивать без аварийную работу двигателя в течении более 6000 ч, значит за время службы поршня напряжения в нем меняются по знаку более 4108 раз. Особенностью условий работы поршней является высокая температура продуктов сгорания топлива с которыми поршень контактирует. Образующиеся газы, температура которых может достигать 2000ºС, обуславливает разогрев днища поршня при определенных режимах работы до 350-400ºС.
Поэтому к поршневым сплавам предявляются довольно жесткие требования. Это высокие значения статической и динамической прочности; высокая усталостная прочность; достаточная прочность при нормальных и повышенных температурах; высокая теплопроводнасть; невысокий коэффициент линейного расширения (КЛР); низкая плотность; хорошие антифрикционные свойства и высокая износостойкость; высокая коррозионная стойкость; удовлетворительные технологические свойства. Наиболее полно заданным свойствам удовлетворяют сложнолегированные силумины (АК12, АК12ММгН). Также используют сплавы систем Al-Cu, Al-Cu-Ni, Al-Cu-Si и др.
Таблица 1-Химический состав современных поршневых сплавов (%)
Сплав |
Si |
Cu |
Mg |
Ni |
Mn |
Ti |
Fe |
Zn |
Sn |
Pb |
АК5М7 (АЛ1ОВ) |
5.5 |
7 |
0.4 |
- |
- |
- |
<1,2 |
|||
АК 1ОМ2Н |
10 |
1,5 |
0,6 |
1,1 |
- |
- |
<1 |
|||
АК12ММгН (АЛ30) |
12 |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
<0,2 |
- |
<0,7 |
<0,2 |
<0,01 |
<0,05 |
АК12М2МгН (АЛ25) |
12 |
2,3 |
1,2 |
1,1 |
0,4 |
1,25 |
<0,8 |
<0,5 |
<0,02 |
<0,1 |
АК21М2,5Н2,5 (ВКЖЛС-2) (АЛ26) |
21 |
2,6 |
0,4 |
2,4 |
0,3 |
0,2 |
<1,1 |
<0,2 |
<0,01 |
<0,05 |
АК26 |
24,5 |
2,0 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
- |
<1 |
|||
АК18 |
18 |
0,8-1,5 |
0,8-1,3 |
0,8-1,3 |
<0,2 |
<0,2 |
<0,7 |
<0,2 |
<0,01 |
<0,05 |
АК12М2 |
12 |
1,8-2,5 |
- |
- |
- |
- |
1,1 |
- |
||
Мahle124 (ФРГ) |
12 |
0,8-1,5 |
0,8-1,3 |
0,8-1,3 |
<0,2 |
<0,2 |
<0,7 |
<0,2 |
||
АК4 (Вe0.8-1.4) |
0,5-1,2 |
1,9-2,5 |
1,4-1,8 |
0,8-1,3 |
0,2 |
0,1 |
- |
- |
- |
- |
FR4-1 (Вe0.8-1.4) |
0,35 |
1,9-2,6 |
1,2-1,8 |
0,8-1,4 |
0,2 |
0,1 |
- |
- |
- |
- |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.