2. Обоснуйте основные требования к поршневым сплавам и технологию их термической обработки, предложите методы их испытания.
Следует отметить, что сплавы на основе системы Al-Si применяемые для работы при повышенных температурах нецелесообразно закаливать, т.к. при этом происходит коагуляция и сфероидизация частиц вторых фаз, особенно Si и нарушение сплошности каркаса литой структуры, что повышает ползучесть при высоких температурах, а следовательно, снижает его жаропрочность. Поэтому сплав ВАЛ6 подвергают старению из литого состояния в целях стабилизации структуры и снятия литейных напряжений (ВАЛ6 Si 11-13%, Cu 3,2-4%, Mg 0,8-1,3%, Ni 2-3%, Mn 0,4-0,7%, Ti 0,1-0,3%, Fe 0,5%, Zn 0,2%). Оптимальный режим отпуска для литых поршней нагрев до 200-220ºС, выдержка 1,5-5 ч. чем выше температура отпуска и длительнее выдержка, тем в большей степени стабилизируется структура сплава и размера поршней и тем меньше величина остаточных напряжений (АЛ10В Si 4,5-6,5%, Cu 6-8%, Mg 0,2-0,5%, Ni 0,5%, Mn 0,5%, Fe 2,5%, Zn 0,6%).
Анализ условий работы поршней современных двигателей показывает, что в процессе работы они воспринимают значительные динамические нагрузки, меняющиеся в течении одного цикла по знаку и направлдению, причем давление газов, воздействующих на поршень может привышать 80 кгс/мм2 (800 МН/м2). Поршни автотракторных двигателей должны обеспечивать без аварийную работу двигателя в течении более 6000 ч, значит за время службы поршня напряжения в нем меняются по знаку более 4108 раз. Особенностью условий работы поршней является высокая температура продуктов сгорания топлива с которыми поршень контактирует. Образующиеся газы, температура которых может достигать 2000ºС, обуславливает разогрев днища поршня при определенных режимах работы до 350-400ºС.
Поэтому к поршневым сплавам предявляются довольно жесткие требования. Это высокие значения статической и динамической прочности; высокая усталостная прочность; достаточная прочность при нормальных и повышенных температурах; высокая теплопроводнасть; невысокий коэффициент линейного расширения (КЛР); низкая плотность; хорошие антифрикционные свойства и высокая износостойкость; высокая коррозионная стойкость; удовлетворительные технологические свойства. Наиболее полно заданным свойствам удовлетворяют сложнолегированные силумины (АК12, АК12ММгН). Также используют сплавы систем Al-Cu, Al-Cu-Ni, Al-Cu-Si и др.
Таблица 1-Химический состав современных поршневых сплавов (%)
| Сплав | Si | Cu | Mg | Ni | Mn | Ti | Fe | Zn | Sn | Pb | 
| АК5М7 (АЛ1ОВ) | 5.5 | 7 | 0.4 | - | - | - | <1,2 | |||
| АК 1ОМ2Н | 10 | 1,5 | 0,6 | 1,1 | - | - | <1 | |||
| АК12ММгН (АЛ30) | 12 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | <0,2 | - | <0,7 | <0,2 | <0,01 | <0,05 | 
| АК12М2МгН (АЛ25) | 12 | 2,3 | 1,2 | 1,1 | 0,4 | 1,25 | <0,8 | <0,5 | <0,02 | <0,1 | 
| АК21М2,5Н2,5 (ВКЖЛС-2) (АЛ26) | 21 | 2,6 | 0,4 | 2,4 | 0,3 | 0,2 | <1,1 | <0,2 | <0,01 | <0,05 | 
| АК26 | 24,5 | 2,0 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | - | <1 | |||
| АК18 | 18 | 0,8-1,5 | 0,8-1,3 | 0,8-1,3 | <0,2 | <0,2 | <0,7 | <0,2 | <0,01 | <0,05 | 
| АК12М2 | 12 | 1,8-2,5 | - | - | - | - | 1,1 | - | ||
| Мahle124 (ФРГ) | 12 | 0,8-1,5 | 0,8-1,3 | 0,8-1,3 | <0,2 | <0,2 | <0,7 | <0,2 | ||
| АК4 (Вe0.8-1.4) | 0,5-1,2 | 1,9-2,5 | 1,4-1,8 | 0,8-1,3 | 0,2 | 0,1 | - | - | - | - | 
| FR4-1 (Вe0.8-1.4) | 0,35 | 1,9-2,6 | 1,2-1,8 | 0,8-1,4 | 0,2 | 0,1 | - | - | - | - | 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.