Тема 9. Ислам
Ислам (в переводе с арабского «покорность», «предание себя Богу») возник в VII в. н.э. на территории Аравийского полуострова.
Основатель – пророк Мухаммед (Мухаммад, Мохаммед)
Основные источники вероучения:
· Коран - священное писание, состоит из 114 сур.
· Сунна - священное предание, состоящие из хадисов - рассказы о жизни и деятельности Мухаммеда, его изречения и мнения по различным вопросам, поучения со ссылкой на авторитет пророка.
Основные положения вероучения:
- вера в Аллаха и пророка Мухаммеда; - вера в ад и рай;
- вера в ангелов и демонов; - вера в святость Корана;
- вера в божественное предопределение и волю Аллаха;
- вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти и
в воскресение из мертвых в день Страшного суда.
Основные обязанности мусульманина –
«пять столпов веры»:
1. Исповедание веры («шахад») – произнесение формулы вероучения: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его.
2. Ежедневная пятикратная молитва (перс, «намаз», ар. «салят»).
3. Соблюдение поста (перс. «ураза», ар. «саум») в месяц рамазан.
4. Обязательная уплата налога («закят»)- 1/40 часть годового дохода.
5. Паломничество в Мекку («хадж»), которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря.
Шариат (ар. «шариа» - прямой, правильный путь) единая система
законов, регулирующих всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные и культурные
предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман.
Источником шариата и его составной части - мусульманского права (фикх) являются Коран и Сунна.
Основные направления ислама:
суннизм, шиизм, хариджизм, ваххабизм.
Тема 10. Современные тенденции в развитии религий
Характерные особенности в развитии религиозного сознания в XX-XXI в.в.:
· возникновение интереса к традиционным религиозным культам (например, возрождение православия в России);
· развитие нетрадиционных религиозно-философских учений (теософия, антропософия, Агни-йога и др.);
· возрождение древней религиозно-магической практики (оккультизм и входящие в его состав оккультные науки: астрология, магия, алхимия, кабалистика и т.д.);
· возникновение нетрадиционных культов и сект.
Теософия («божественная мудрость») рассматривает весь мир как проявление мысли во всех разрядах материи.
Основатель теософии – Е.П. Блаватская, считающая вместе с последователями, что именно теософия является основой всех религий.
«Агни-йога» или «Живая этика» - философско-этическое учение, направленное на раскрытие высших психических способностей человека с целью его внутреннего преображения и овладения космической энергией – Агни.
Основатель – Е. И. Рерих, жена Н.К. Рериха.
Оккультизм (лат. occultus- тайный) – учение о существовании скрытой за материальными процессами и явлениями высшей реальности. Он ставит задачу проникновения в тайны мироздания и выявления, дремлющих в человеке высших сил и способностей, а также разрабатывает методы влияния на «скрытое», «тайное».
Отличительными особенностями секты являются:
- формирование особого вероучения, часто на основе синтеза различных традиционных религиозных систем и «нового откровения»;
- наличие некого «духовного лидера», «мессии»;
- воздействие на психологическое и физическое состояние человека;
- контроль над жизнью личности во всех сферах;
- идея избранничества членов секты и т.д.
Темы и вопросы к семинарским занятиям.
Семинар № 1. Тема:
Религия и культура.
Вопросы:
5. Религия как социокультурный феномен: понятие, виды, структура, функции.
6. Проблема доказательства бытия Бога в философии и религии.
7. Взаимоотношения религии и культуры:
а) религия и наука;
б) религия и искусство;
в) религия и мораль.
Литература:
6. Лобазова О.Ф. Религиоведение. М.: «Дашков и К», 2002.
7. Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. М.: «Высшая школа», 2006.
8. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М.: Центр, 2001 .
9. Религия в истории и культуре. Под ред. М.Г. Писманика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
10. Религиоведение: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: «Книжный дом «Университет», 2000.
Семинар № 2. Тема:
Миф и культура.
Вопросы:
5. Понятия «миф» и «мифология». Основные подходы и интерпретации.
6. Виды мифов, их характеристика. Особенности мифологического сознания.
7. Взаимосвязь мифа, религии и культуры:
а) проблема пространства и времени в мифологии;
б) современная мифология и мифотворчество.
Литература:
10. Воеводина Л.Н. Мифология и культура. М., 2002.
11. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990.
12. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М., 1991.
13. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского М., 1991.
14. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Половская И.Н. Религиоведение: Социология и психология религии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
15. Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003.
16. Фрезер Дж. Д. Золотая ветвь. 2-е изд. М., 1984.
17. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
18. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.
19. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
Семинар № 3. Тема:
Религии древних цивилизаций.
Вопросы:
5. Религии Древнего Египта.
6. Религия Месопотамии.
7. Религиозно философские учения Древнего Китая (даосизм и конфуцианство).
8. Религиозно-мифологические представления Др. Индии.
Литература:
9. Альбедиль М.Ф. Индуизм. Главная религия Индии. СПб.: Питер, 2006.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.