Учебно-методический комплекс по дисциплине "Религиоведение", страница 19

Тема 9. Ислам

Ислам (в переводе с арабского «покорность», «предание себя Богу») возник в VII в. н.э. на территории Аравийского полуострова.

Основатель – пророк Мухаммед (Мухаммад, Мохаммед)

Основные источники вероучения:

·  Коран - священное писание, состоит из 114 сур.

·  Сунна - священное предание, состоящие из хадисов  - рассказы о жизни и деятельности Мухаммеда, его изречения и мнения по различным вопросам, поучения со ссылкой на авторитет пророка.

Основные положения вероучения:

- вера в Аллаха и пророка Мухаммеда;      - вера в ад и рай;

- вера в ангелов и демонов;                          - вера в святость Корана;

- вера в божественное предопределение и волю Аллаха;

- вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти и

        в воскресение из мертвых в день Страшного суда.

Основные обязанности мусульманина  

«пять столпов веры»:

1.  Исповедание веры («шахад») – произнесение формулы вероучения: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его.

2.  Ежедневная пятикратная молитва (перс, «намаз», ар. «салят»).

3.  Соблюдение поста (перс. «ураза», ар. «саум») в месяц рамазан.

4.   Обязательная уплата налога («закят»)- 1/40 часть годового дохода.

5.  Паломничество в Мекку («хадж»), которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря.

Шариат  (ар. «шариа» - прямой, правильный путь) единая система

законов, регулирующих всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные и культурные

предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман.

Источником шариата и его составной части - мусульманского права (фикх) являются Коран и Сунна.

Основные направления ислама:

суннизм, шиизм, хариджизм, ваххабизм.

Тема 10. Современные тенденции в развитии религий

Характерные особенности в развитии религиозного сознания в  XX-XXI в.в.:

·  возникновение интереса к традиционным религиозным культам (например, возрождение  православия в России);

·  развитие нетрадиционных религиозно-философских учений (теософия, антропософия, Агни-йога и др.);

·   возрождение древней религиозно-магической практики (оккультизм и входящие в его состав оккультные науки: астрология, магия, алхимия, кабалистика и т.д.);

·  возникновение нетрадиционных культов и сект.

Теософия («божественная мудрость») рассматривает весь мир как проявление мысли во всех разрядах материи.

Основатель теософии – Е.П. Блаватская, считающая вместе с последователями, что именно теософия является  основой всех религий. 

«Агни-йога» или «Живая этика» - философско-этическое учение, направленное на раскрытие высших психических способностей человека с целью его внутреннего преображения и овладения космической энергией – Агни.

Основатель – Е. И. Рерих, жена Н.К. Рериха.

Оккультизм (лат. occultus- тайный) – учение о существовании скрытой за материальными процессами и явлениями высшей реальности. Он ставит задачу проникновения в тайны мироздания и выявления, дремлющих в человеке высших сил и способностей, а также разрабатывает методы влияния на «скрытое», «тайное».

Отличительными особенностями секты являются:

- формирование особого вероучения, часто на основе синтеза различных традиционных религиозных систем и «нового откровения»;

- наличие некого «духовного лидера», «мессии»;

-  воздействие на психологическое и физическое состояние человека;

-  контроль над жизнью личности во всех сферах;

- идея избранничества членов секты и т.д.

Темы и вопросы к семинарским занятиям.

Семинар № 1. Тема:

Религия и культура.

      Вопросы:

5.  Религия как социокультурный феномен: понятие, виды, структура, функции.

6.  Проблема доказательства бытия Бога в философии и религии.

7.  Взаимоотношения религии и культуры:

а) религия и наука;

б) религия и искусство;

в) религия и мораль.

     Литература:

6.  Лобазова О.Ф. Религиоведение. М.: «Дашков и К», 2002.

7.   Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. М.: «Высшая школа», 2006.

8.  Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М.: Центр, 2001 .

9.  Религия в истории и культуре. Под ред. М.Г. Писманика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

10.  Религиоведение: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: «Книжный дом «Университет», 2000.


Семинар № 2. Тема:

Миф и культура.

      Вопросы:

5.  Понятия «миф» и «мифология». Основные подходы и интерпретации.

6.   Виды мифов, их характеристика. Особенности мифологического сознания.

7.  Взаимосвязь мифа, религии и культуры:

а) проблема пространства и времени в мифологии;

б) современная мифология и мифотворчество.

Литература:

10.  Воеводина Л.Н. Мифология и культура. М., 2002.

11.  Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990.

12.  Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М., 1991.

13.  Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского М., 1991.

14.  Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Половская И.Н. Религиоведение: Социология и психология религии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

15.  Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003.

16.  Фрезер Дж. Д. Золотая ветвь. 2-е изд. М., 1984.

17.  Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

18.  Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

19.  Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Семинар № 3. Тема:

Религии древних цивилизаций.

     Вопросы:

5.  Религии Древнего Египта.

6.  Религия Месопотамии.

7.  Религиозно философские учения Древнего Китая (даосизм и конфуцианство).

8.  Религиозно-мифологические представления Др. Индии.

    Литература:

9.  Альбедиль М.Ф. Индуизм. Главная религия Индии. СПб.: Питер, 2006.