прогнозировался рост доходов бюджета в крае за счет отмены ряда льгот (в частности – льгот для военнослужащих, приравненных к ним лиц, судей и прокурорских работников) – 146 млн. рублей, и за счет введения муниципальной ставки налога на прибыль – 536 млн. рублей, всего - 682 млн. рублей.
В результате в процентах запланированный бюджет выглядел следующим образом:
Таблица 1.2
Запланированные доходы бюджета
Хабаровского края на 2001 год
Наименованиепоступлений |
Всего (в %) |
Всего поступлений собственных доходов в территориальный бюджет |
100 |
Налоговые доходы |
96,7 |
Налог на прибыль |
43,4 |
Налог на доходы физических лиц |
23,0 |
Налог на игорный бизнес |
0,05 |
НДС |
0,0 |
Акцизы |
9,8 |
Лицензионные сборы |
0,5 |
Налог на покупку валюты |
0,5 |
Налог с продаж |
3,7 |
Единый налог на совокупный доход |
0,3 |
Единый налог на вмененный доход |
1,6 |
Налог на имущество |
11,9 |
Платежи за природные ресурсы |
1,9 |
Плата за недра |
1,0 |
Плата за лесной фонд |
0,0 |
Плата за воду |
0,2 |
Земельный налог |
0,7 |
Прочие налоги, сборы и пошлины |
0,0 |
Неналоговые доходы |
3,3 |
Всего собственные доходы краевого бюджета были запланированы в сумме 3427124 тыс. рублей (см. Таблицу 1.1), основные поступления – налоговые платежи, составляющие 96,7% (см. Таблицу 1.2).
Согласно данным отчета об исполнении бюджета Хабаровского края за 2001 год составлена следующая таблица (Таблица 1.3), показывающая реальное отношение налоговых и иных поступлений к общей сумме доходов.
Таблица 1.3
(по данным отчета об исполнении бюджета)
№ |
Виды доходов |
Сумма, млн. руб. |
В % к общей сумме доходов |
В % в разде-ле |
Прямые налоги (П) в % в разделе |
Косвенн- ный на- лог (К) в % в разделе |
1. |
Всего доходов (с учетом средств, перечисляемых в целевые бюджетные фонды), в том числе: |
8152,048 |
100 |
|||
2. |
Налоговые доходы, всего: в том числе: 2.1. Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций 2.2. Налог на добавленную стоимость 2.4. Налог на доходы физических лиц 2.5. Акцизы 2.6. Лицензионные и регистрационные сборы 2.7. Налог с продаж 2.8. Налог на совокупный доход 2.9. Единый налог для субъектов малого предпринимательства 2.10. Налог на имущество 2.11. Платежи за пользование природными ресурсами 2.12. Платежи за пользование недрами 2.13. Платежи за пользование лесным фондом 2.14. Плата за пользование водными объектами 2.15. Земельный налог 2.16. Прочие налоги 2.17. Государственная пошлина 2.18. Местные налоги и сборы Итого прямых налогов Итого косвенных налогов |
5440,296 2183,547 0,891 1239,852 25,486 1,591 121,902 349,701 328,988 342,141 208,833 101,400 73,776 9,984 101,116 226,347 21,038 103,703 5413,919 26,377 |
66,74 26,79 0,01 15,21 0,31 0,02 1,50 4,29 4,04 4,20 2,56 1,24 0,90 0,12 1,24 2,78 0,26 1,27 66,39 0,35 |
100 40,13 0,02 22,79 0,47 0,03 2,24 6,42 6,05 6,29 3,84 1,86 1,36 0,18 1,86 4,16 0,39 1,91 99,52 0,48 |
П – 40,33 - П – 22,90 - П – 0,03 П – 2,25 П – 6,46 П – 6,08 П – 6,32 П – 3,86 П - 1,87 П – 1,36 П – 0,18 П – 1,87 П – 4,18 П – 0,39 П – 1,92 100 |
- К – 3,38 - К – 96,62 - - - - - - - - - - - - - 100 |
3. |
Неналоговые доходы, всего: в том числе: 3.1. Доходы от имущества, находящегося в госу-дарственной собственности, или от деятельности 3.2. Прочие неналоговые доходы |
556,377 214,293 342,084 |
6,83 2,63 4,20 |
100 38,52 61,48 |
||
4. |
Доходы от целевых бюджетных фондов, всего: в том числе: 4.1. Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней 4.2. Субвенции 4.3. Трансферты |
2133,364 1033,420 222,713 877,231 |
26,17 12,68 2,73 10,76 |
100 48,44 10,44 41,12 |
||
5. |
Прочие доходы |
22,011 |
0,26 |
100 |
Анализируя состав доходной части бюджета, можно определить, что в 2001 году основой ее формирования были налоговые поступления. В то же время произошло снижение налоговых поступлений (против ожидаемых 96,7% величина налоговых поступлений составила 66,74% от всей суммы доходов бюджета).
Надо особо остановиться на отношении прямых и косвенных налогов.
Прямые налоги составили основную часть поступлений в бюджет – 99,52%, в то время как косвенные налоги представляют собой незначительную часть – 0,48% от общего налогового поступления.
Это произошло в связи с отменой отчислений по НДС в бюджет края. В результате удельный вес доходов краевого бюджета по отношению к ожидаемому уровню 2000 года снизился на 0,5%.
Оценивая реальные поступления собственных доходов необходимо отметить их увеличение в денежном выражении против запланированных (5996673 и 3427124 тыс. руб. соответственно). Такой результат был обеспечен ростом выпуска продукции во всех отраслях промышленности края. Общий рост объемов промышленного производства составил 108 процентов, сумма прибыли составила 20,9 млрд. руб. Рост промышленного производства и экономики в целом способствовали увеличению налогооблагаемой базы края. На территории Хабаровского края налоговыми органами в 2001 году было начислено платежей в бюджеты всех уровней на сумму 15,6 млрд. руб. По сравнению с 2000 годом прирост начисленных платежей составил 42 процента. Практически выполнена задача по увеличению собираемости платежей. В целом в бюджет в 2001 году поступили налоговые платежи в сумме 94 копейки на каждый начисленный рубль.
Поступление доходов в бюджет по налогам возросла. Произошло увеличение поступлений по отношению к уровню 2000 года по налогу на доходы физических лиц – в 2 раза, по налогу на прибыль – в 2,8 раза, по налогу на совокупный доход – в 1,5 раза. Также в 1,5 раза выросли поступления по неналоговым доходам.
В то же время в 3 раза снизились поступления по прочим налогам, пошлинам и сборам в связи с отменой местных налогов.
Кроме того, происходят потери в бюджете края за счет изменений налогового и бюджетного законодательства. Эти потери составляют около миллиарда рублей в год. Так негативно отражается политика Правительства Российской Федерации по управлению экономическими процессами. Преследуя цели предоставления большей самостоятельности регионам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.