Бюджетный процесс в Российской Федерации. Сущность и проблемы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

прогнозировался рост доходов бюджета в крае за счет отмены ряда льгот (в частности – льгот для военнослужащих, приравненных к ним лиц, судей и прокурорских работников) – 146 млн. рублей, и за счет введения муниципальной ставки налога на прибыль – 536 млн. рублей, всего -  682 млн. рублей.

В результате в процентах запланированный бюджет выглядел следующим образом:

Таблица 1.2

Запланированные доходы бюджета

Хабаровского края на 2001 год

Наименование

поступлений

Всего

(в %)

Всего поступлений собственных доходов в территориальный бюджет

100

Налоговые доходы

96,7

Налог на прибыль

43,4

Налог на доходы физических лиц

23,0

Налог на игорный бизнес

0,05

НДС

0,0

Акцизы

9,8

Лицензионные сборы

0,5

Налог на покупку валюты

0,5

Налог с продаж

3,7

Единый налог на совокупный доход

0,3

Единый налог на вмененный доход

1,6

Налог на имущество

11,9

Платежи за природные ресурсы

1,9

Плата за недра

1,0

Плата за лесной фонд

0,0

Плата за воду

0,2

Земельный налог

0,7

Прочие налоги, сборы и пошлины

0,0

Неналоговые доходы

3,3

Всего собственные доходы краевого бюджета были запланированы в сумме 3427124 тыс. рублей (см. Таблицу 1.1), основные поступления – налоговые платежи, составляющие 96,7% (см. Таблицу 1.2).

Согласно данным отчета об исполнении бюджета Хабаровского края за 2001 год составлена следующая таблица (Таблица 1.3), показывающая реальное отношение налоговых и иных поступлений к общей сумме доходов. 

Таблица 1.3

Структура доходов бюджета Хабаровского края на2001 год (млн.руб.)

(по данным отчета об исполнении бюджета)

Виды доходов

Сумма, млн. руб.

В % к общей сумме доходов

В % в разде-ле

Прямые налоги (П) в % в разделе

Косвенн- ный на- лог  (К) в % в разделе

1.

Всего доходов (с учетом средств, перечисляемых в целевые бюджетные фонды), в том числе:

8152,048

100

2.

Налоговые доходы, всего: в том числе:

2.1. Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

2.2.  Налог на добавленную стоимость

2.4.  Налог на доходы физических лиц

2.5.  Акцизы

2.6.  Лицензионные и регистрационные сборы

2.7.   Налог с продаж

2.8.   Налог на совокупный доход

2.9.   Единый налог для субъектов малого предпринимательства

2.10. Налог на имущество

2.11. Платежи за пользование природными ресурсами

2.12. Платежи за пользование недрами

2.13. Платежи за пользование лесным фондом

2.14. Плата за пользование водными объектами

2.15. Земельный налог

2.16. Прочие налоги

2.17. Государственная пошлина

2.18. Местные налоги и сборы

Итого прямых налогов

Итого косвенных налогов

5440,296

2183,547

0,891

1239,852

25,486

1,591

121,902

349,701

328,988

342,141

208,833

101,400

73,776

9,984

101,116

226,347

21,038

103,703

5413,919

26,377

66,74

26,79

0,01

15,21

0,31

0,02

1,50

4,29

4,04

4,20

2,56

1,24

0,90

0,12

1,24

2,78

0,26

1,27

66,39

0,35

100

40,13

0,02

22,79

0,47

0,03

2,24

6,42

6,05

6,29

3,84

1,86

1,36

0,18

1,86

4,16

0,39

1,91

99,52

0,48

П – 40,33

-

П – 22,90

-

П – 0,03

П – 2,25

П – 6,46

П – 6,08

П – 6,32

П – 3,86

П - 1,87

П – 1,36

П – 0,18

П – 1,87

П – 4,18

П – 0,39

П – 1,92

100

-

К – 3,38

-

К – 96,62

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

100

3.

Неналоговые доходы, всего:

в том числе:

3.1. Доходы от имущества, находящегося в госу-дарственной собственности, или от деятельности

3.2. Прочие неналоговые     доходы

556,377

214,293

342,084

6,83

2,63

4,20

100

38,52

61,48

4.

Доходы от целевых бюджетных фондов, всего:

в том числе:

4.1. Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней

4.2. Субвенции

4.3. Трансферты

2133,364

1033,420

222,713

877,231

26,17

12,68

2,73

10,76

100

48,44

10,44

41,12

5.

Прочие доходы

22,011

0,26

100

Анализируя состав доходной части бюджета, можно определить, что в 2001 году основой ее формирования были налоговые поступления. В то же время произошло снижение  налоговых поступлений (против ожидаемых 96,7% величина налоговых поступлений составила 66,74% от всей суммы доходов бюджета).

Надо особо остановиться на отношении прямых и косвенных налогов.

Прямые налоги составили основную часть поступлений в бюджет – 99,52%, в то время как косвенные налоги представляют собой незначительную часть – 0,48% от общего налогового поступления.

Это произошло в связи с отменой отчислений по НДС в бюджет края. В результате удельный вес доходов краевого бюджета по отношению к ожидаемому уровню 2000 года снизился на 0,5%.

Оценивая реальные поступления собственных доходов необходимо отметить их увеличение в денежном выражении против запланированных (5996673 и 3427124 тыс. руб. соответственно). Такой результат был обеспечен ростом выпуска продукции во всех отраслях промышленности края. Общий рост объемов промышленного производства составил 108 процентов, сумма прибыли составила 20,9 млрд. руб. Рост промышленного производства и экономики в целом способствовали увеличению налогооблагаемой базы края. На территории Хабаровского края налоговыми органами в 2001 году было начислено платежей в бюджеты всех уровней на сумму 15,6 млрд. руб. По сравнению с 2000 годом прирост начисленных платежей составил 42 процента. Практически выполнена задача по увеличению собираемости платежей. В целом в бюджет в 2001 году поступили налоговые платежи в сумме 94 копейки на каждый начисленный рубль.

Поступление доходов в бюджет по налогам возросла. Произошло увеличение поступлений по отношению к уровню 2000 года по налогу на доходы физических лиц – в 2 раза, по налогу на прибыль – в 2,8 раза,  по налогу на совокупный доход – в 1,5 раза. Также в 1,5 раза выросли поступления по неналоговым доходам.

В то же время в 3 раза снизились поступления по прочим налогам, пошлинам и сборам в связи с отменой местных налогов.

Кроме того, происходят потери в бюджете края за счет изменений налогового и бюджетного законодательства. Эти потери составляют около миллиарда рублей в год. Так негативно отражается политика Правительства Российской Федерации по управлению экономическими процессами. Преследуя цели предоставления большей самостоятельности регионам

Похожие материалы

Информация о работе