рамках реализации различных программ, но это, строго говоря, можно отнести к оплате результата программы, а не к финансированию учебного процесса. Поэтому говорить о многоканальном бюджетном финансировании образования не совсем верно.
Таким образом, исходными условиями, в которых будет строиться система нормативного финансирования образования, являются следующие:
- финансирование осуществляется в разрезе статей бюджетной классификации и, очевидно, от этого принципа отказываться не будут;
- финансирование осуществляется в разрезе образовательных учреждений, причем бюджетные средства выделяются только из бюджета того уровня, в ведении которого находится данное образовательное учреждение;
- в основу расчета норматива бюджетного финансирования системы образования положено определение потребности в средствах в разрезе расходных статей образовательного учреждения.
Замена трансферта целевым трансфертом или субвенцией вызвана необходимостью бюджетного наполнения норматива бюджетного финансирования системы образования. Связано это не только с недостатком бюджетных средств, но и с необходимостью сопряжения действующего порядка «постатейного» финансирования и норматива, который, очевидно, также будет и рассчитан по статьям расходов и обеспечен так же по статьям расходов. Следовательно, бюджет муниципального образования должен быть в полном объеме обеспечен доходами для наполнения норматива, при этом бюджеты других уровней должны покрывать дефицит собственных средств муниципалитета. Отсюда следует, что наполнение норматива должно удовлетворять следующему условию:
N= Bm + Ts + Tf
где N – норматив финансирования образования (в целом);
Bm- расходы муниципального бюджета на образование;
Ts – трансферт из бюджета субъекта Федерации;
Tf – трансферт из федерального бюджета.
Примечание. В данном случае норматив бюджетного финансирования системы образования – это произведение удельного норматива на численность учащихся. Величины трансфертов из бюджетов вышестоящего уровня при наличии установленного норматива могут формироваться двумя основными путями:
1. Закладываться непосредственно в расчет трансфертов субъектам Федерации в виде отдельных сумм, определенных для каждого региона на федеральном уровне и для каждого муниципального образования на уровне субъекта Федерации. Расчет производится обратным счетом:
Ts= N - Bm; Tf= N - Bm – Bs
где Bs – расходы бюджета субъекта Федерации на образование в виде трансфертов в бюджеты муниципальных образований. При этом Ts = Bs + Tf, т.е. трансферт из бюджета субъекта Федерации определяется как сумма собственных расходов на образование в муниципальных уровнях управления региона и трансферта на цели образования из федерального бюджета.
По существу такая схема выпадает из подхода к распределению средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, принятого на 2000 год и основанного на интегральном показателе оценки состояния бюджетной сферы субъекта Федерации. В этом показателе образования разумеется присутствует, но только в виде составной части при определении средних нормативов финансирования социально значимых услуг.
2. Формироваться по принципу «разделения ответственности», т.е. распределение наполнения расходных статей между бюджетами различных уровней.
Например, статьи, связанные с оплатой труда, являются «зоной ответственности» федерального бюджета и федеральные трансферты на образование в регионы рассчитываются, исходя из необходимости выплаты в полном объеме заработной платы работникам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.