Расчет параметров работы службы с клиент-серверной технологией, страница 2

При большом количестве абонентов один сервер не обеспечивает требуемого качества обслуживания. В таком случае используется система из нескольких серверов. Расчёт многосерверной системы производим для случая с экспоненциальным законом распределения времени обслуживания. Время поступления заявок для всех серверов описывается распределением Пуассона, а время обслуживания заявок − экспоненциальным законом. Если в системе N идентичных серверов, а ρ – утилизация каждого сервера, то утилизация всей системы (интенсивность трафика):

.                                                           (4)

Для каждого сервера утилизация определяется по формуле:

;                                                       (5)

количество элементов, одновременно находящихся в многосерверной системе:

.                                                   (6)

Для расчёта других параметров используем формулы, содержащие функцию Эрланга, физический смысл которой – определение вероятности, что все серверы в определённый момент заняты (вероятность того, что количество запросов, находящихся в данный момент в системе, будет больше количества серверов):

,                                                     (7)

где К – коэффициент пуассоновского распределения:

                                                           (8)       

Математическое ожидание размера очереди (количество элементов в очереди) определяется по формуле:

;                                                            (9)

число элементов, находящихся в системе:

;                                                     (10)

среднее время ожидания обслуживания в очереди:

;                                                      (11)

среднее время ожидания в системе:

.                                                         (12)

Результаты расчётов для 2-серверной системы представлены в таблице 6, для 3-серверной системы – в таблице 7.

Таблица 6

Годы

1

2

3

4

5

ρN

0,0410

0,0475

0,0533

0,0598

0,0659

ωN

1,37 · 10-4

2,14 · 10-4

3,04 · 10-4

4,33 · 10-4

5,72 · 10-4

qN

0,0821

0,0952

0,1069

0,1200

0,1324

Тω

0,0002

0,0003

0,0004

0,0005

0,0006

Тq

0,1302

0,1303

0,1304

0,1305

0,1306

Таблица 7

Годы

1

2

3

4

5

ρN

0,0273

0,0316

0,0355

0,0399

0,0439

ωN

2,81 · 10-6

3,36 · 10-6

7,62 · 10-6

13,01 · 10-6

14,42 · 10-6

qN

0,0819

0,0948

0,1065

0,1197

0,1317

Тω

4,46 · 10-6

4,61 · 10-6

9,30 · 10-6

14,13 · 10-6

14,23 · 10-6

Тq

0,130005

0,130005

0,130009

0,130014

0,130014

Рисунок 6 – Динамика роста утилизации одно-, двух-, трёхсерверной системы

Рисунок 7 – Динамика роста числа элементов, находящихся в системе с одним, двумя и тремя серверами

Рисунок 8 – Динамика роста размера очереди для односерверной системы

Рисунок 9 – Динамика роста размера очереди для двух- и трёхсерверной системы

Рисунок 10 – Динамика изменения среднего времени обработки запроса для одно-, двух-, трёхсерверной системы

Рисунок 11 – Динамика изменения среднего времени ожидания обслуживания в очереди для односерверной системы

Рисунок 12 – Динамика изменения среднего времени ожидания обслуживания в очереди для двух- и трёхсерверной системы

Из графиков (рис. 11, 12) видно, что допустимое время ожидания обслуживания в очереди может обеспечиваться в системе с двумя и тремя серверами.

Определим, в скольких процентах случаев это время будет превышено. Для чего используем формулу математического ожидания времени ожидания в очереди:

,                                        (13)

где R – процент числа случаев, когда время ожидания не превышает это математическое ожидание:

 .                                          (14)

Учитывая выражение Tq = Ts + Tw ® Tw = Tq − Ts,  найдем, в скольких процентах случаев Tw не превысит допустимое значение.

Для двухсерверной системы:

.

Таким образом, в системе с двумя серверами время ожидания обслуживания выше нормы будет в 0,81% случаев, т.е. для 81-й заявки из 10 тысяч.

Для трёхсерверной системы:

.

Из расчётов видно, в системе с тремя серверами время ожидания обслуживания выше нормы будет в 0,03% случаях, т.е. для 3-х заявок из 10 тысяч, что является отличным показателем.

Список литературы

1.  Кох Р., Яновский Г.Г. Эволюция и конвергенция в электросвязи. – М.: Радио и связь, 2001. – 280 с.

2.  Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. – Спб.: Питер, 2002. – 672 с.

3.  Телекоммуникационные системы и сети: Учебное пособие. Том 1 − Современные технологии/ Б.И. Крук, В.Н. Попантонопуло, В.П. Шувалов. – М.: Горячач линия – Телеком, 2003. – 647 с.