Системы получения медико-биологической информации: Учебно-методическая разработка лабораторной работы по курсу "Медицинская и биологическая физика", страница 4

Обратная связь имеет место, как в неживой, так и в живой природе.  Она проявляет себя во всех случаях, когда выход системы оказывает влияние на ее вход. В зависимости от знака воздействия ОС  бывает положительной или отрицательной.

На рис.9 показано, что  напряжение с выхода усилителя проходит через инвертер и поступает на вход системы. Отрицательный знак обратной связи получается потому, что входное напряжение  и инвертированное напряжение     изменяются в противофазе.

Устройство отображения (регистрации) информации является конечным элементом системы получения МБИ. Блок отображения отличается от блока регистрации тем, что во втором случае информация фиксируется на любом носителе. В первом случае отображение новых данных  приводит к удалению данных, полученных ранее. В конечном блоке рассматриваемой системы  выходной сигнал (Y) может быть представлен  в аналоговой или цифровой форме. Соответствующие устройства называются аналоговыми или дискретными.  В схеме, показанной на рис 6, используется  стрелочный амперметр, который является типичным представителем аналогового устройства отображения информации (АУОИ). Если вместо стрелочного прибора использовать цифровой амперметр (Рис 5), тогда мы будем работать с дискретным устройством отображения информации (ДУОИ).

Лабораторная работа

Изучение системы получения медико-биологической информации

Цель работы

1.  Определить рабочий участок параметрического индуктивного датчика давления.

2.  Дать рекомендации по его использованию в приборах для измерения артериального давления крови человека    

Приборы и оборудование:

1.  Индуктивный датчик давления.

2.  Преобразователь   Индуктивность→Частота.

3.  Регистратор – частотомер.

4.  Эталонный манометр для контроля давления.

5.  Манжета

6.  Груша для нагнетания воздуха в манжету

Ход работы

1.  Собрать установку в соответствии со схемой.

2.  Путем нагнетания воздуха в манжету создать избыточное давление в системе.

3.  При медленном уменьшении объема воздуха в манжете регистрировать величину давления в ней и генерируемую контуром  частоту.

4.  Построить график зависимости частоты от давления.

Таблица для записи результатов измерений

0

20

40

60

80

100

120

140

160

180

180

200

220

240

260

  - избыточное давление  в мм. рт. ст.

- частота в кГц

7. Этапы занятия и контроль их усвоения

п/п

Этапы занятия

Формы и методы проведения каждого этапа

Формы контроля

усвоения, уровни усвоения

Примерное

время

1

2

3

4

5

1

Вводная часть

•Организационный момент

•   Мотивация

•   Цепи занятия

Ответы при собеседовании по вопросам самоподготовки

Проверка домашней записи в рабочей тетради и вербального отчёта по вопросам

40минут

2

Основная часть занятия

·  Актуализация      опорных знаний                 (контроль исходного             уровня знаний)

·  Формирование         новых знаний,       умений       и навыков, применение их на практике

Студенты дают объяснения хода работы

при снятии динамической характеристики индуктивного датчика

·  Знакомство с аппаратурой

·  Алгоритм работы с пациентом и аппаратурой

· Методика записи зависимости выходного сигнала от входного Студенты снимают показания измерительных приборов, выполняют записи показаний в таблицу, стороят графики с последующими самостоятельными выводами относительно полученных результатов,

Пошаговые проверки усвоения информации вопросами по фрагментам:

- блок схема установки

- понятие динамического диапазона

- принцип работы  генераторных датчиков

-принцип работы параметрических датчиков

80 минут

3

Заключительная часть

•Заключительный контроль

•   Подведение итогов

•  Домашнее задание

Тестирование (Опрос на компьютере)

Результирующая оценка уровня усвоения знаний

30

минут

20

минут

10

минут