Созанова Мария Леонидовна
Домашнее задание: С.р. №1
Солодков, Сологуб «Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная».
Безруких М.М. «Возрастная физиология (физиология развития ребёнка).
Сапин, Брыснина «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма».
Югова, Турова «Возрастная физиология и психофизиология».
Кадочникова, Мясникова «Возрастная физиология с основами здорового образа жизни».
Введение в курс «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены».
Анатомия- наука о формах и строении, происхождении и развитии организма человека. Как наука сформировалась в эпоху возрождения.
Предмет – внешние формы и пропорции тела человека, а так же отдельные органы, их строение, в т.ч. микроскопическое и ультрамикроскопическое.
Физиология – наука о функциях организма. Основоположник – Гарвей. Предмет – процессы жизнедеятельности тканей, клеток, органов и систем органов, т.е. весь организм.
Возрастная анатомия рассматривает развитие организма в различные периоды жизни, с процесса оплодотворения до смерти, в условиях воздействия внешней среды. Изучает функциональные взаимосвязи в теле человека в разные возрастные периоды.
Основоположник – Гундобин Н.П. Основной труд «»
Гигиена детей и подростков.
Гигиена – наука, которая изучает влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия. Основоположник – Эрисман.
Разрабатывает гигиенические рекомендации по разработке режима дня, гигиенические основы физического воспитания, принципы планировки и строительства детских подростковых учреждениях, гигиенические основы санитарных норм и режимов в детских учреждениях.
Цели и задачи возрастной анатомии и физиологии и гигиены.
Цель – выяснение основных закономерностей возрастного развития.
Задачи:
*изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом.
*определение временных границ возрастных периодов.
*выявление факторов определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды.
* выявление сенситивных и критических периодов развития.
*оценка «возрастной нормы».
*изучение индивидуально-типологических особенностей роста и развития.
*создание наиболее благоприятных условий для взаимодействия организма со средой путём гигиенического нормирования факторов окружающей среды и выработки у организма способностей к максимальной адаптации к различным воздействиям.
Связь с другими науками
База: анатомия, физиология, генетика, биохимия, эмбирология.
Геронтология, педиатрия, антропология, педагогика, психология, детская травматология и хирургия.
1.Кроссекциональный (индивидуальный, метод продольных срезов). Применяется при систематическим наблюдением за развитием одного и того же ребёнка. Оценка физического развития осуществляется путём сопоставления найденных измерений с показателями стандартных величин.
2.Лонгитюдинальный (метод поперечных срезов). Исследуют большое кол-во людей в относительно короткие сроки. Получают средние показатели возрастного развития. Обслед-ся не менее 100 чел-к с учётом пола, возраста, региона.
3.Анатомические: антропометрия, рентгеновские.
4.Физиологические: физиометрия, метод функциональных проб, ЭКГ, УЗИ, МРТ.
5.Гигиенические: метод лабораторного эксперимента.
6.Математические: математическое моделирование.
Антропометрический метод – описание тела человека в целом и отдельных его частей (П.Брок). Соматоскопия – метод визуального осмотра, связанный изучением вариаций строения тела.
Соматометрия – метод измерений.
Рентгенологический метод позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни.
Физиометрия - определение функциональных показателей. Измеряют жизненную ёмкость лёгких, мышечную силу рук, становую силу, артериальное давление.
Метод функциональных проб – изучение реакции на к-л дозированное воздействие.
1.Клеточный. -> 2.Тканевый-> 3.Органный -> 4.Организменный
Структурные эл-ты клетки:
Ткани. 4 типа: эпителиальные(покровные), соединительные, мышечные, нервная.
Понятие об органах.
Орган - обособленная от других структур совокупность различных типов тканей и клеток, выполняющая определённую функцию в организме, имеющая устойчивое положение в пределах организма, развитие которой прослеживается в пределах эмбриогенеза.
Органы: наружные и внутренние: трубчатые, паренхиматозные.
Паренхиматозные состоят из паранхимы и стромы (соединительно- тканной основы).
Функция – секреторная. Печень, селезёнка, почки и др.
Трубчатые – трубки различного диаметра и длинны. Ф-я: проведение, переработка содержимого. Пищеварительный тракт, мочеточники, мочевой пузырь, сердце, сосуды, гортань, трахея, бронхи, маточные трубы, матка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.