∙Определяем внешний диаметр впадин (для шестерни и колеса): [9]
dfe1 = mte×(z1-2,4×cosd1) = 9,86×(24-2,4×cos21,8°) =214,67 мм;
dfe2 = mte×(z2-2,4×cosd2) = 9,86×(60-2,4×cos68,2°) =582,8 мм;
∙Определяем внешнее конусное расстояние: [9]
Re = mte×z1/2×sind1 = 9,86×24/2×sin21,8° = 318,5 мм;
∙
при консольном расположении колес и твердости <HB 350, коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине зуба, Кнb = 1,15.[5]
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между прямыми зубьями, Кнa = 1,06.[5]
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении, для прямозубых колес при V<5м/с, КНV = 1,05 [5], табл.3.6.
Следовательно, коэффициент нагрузки: [5]
Кн = Кнb× Кнa×КНV = 1,15×1,06×1,05 = 1,28;
Определим силы, действующие в зацеплении: [7]
окружная для шестерни и колеса: Р = 2×Т2/d2 = 2·378,9·10/480 = 1579 Н;
радиальная для шестерни, равная осевой для колеса: Рr1 = Рa2 = Р×tga×cosd1 = 1579×tg20°×cos21,8° = 533,6 H;
осевая для шестерни, равная радиальной для колеса: Ра1 = Рr2 = Р×tga×sind1 = 3750×tg20°×sin21,8° = 213,4 H;
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба:
Определим расчетное напряжение изгиба для колеса: [5]
Для колеса отношение [s]F/YF2 = 122/0,49 = 248,98 Н/мм2; [5]
Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, т.к. полученное отношение для него меньше.
sF £ [s]F Þ условие проверки зубьев на выносливость по напряжениям изгиба выполнено.
6. Компоновка.
По ранее найденным параметрам вычерчиваем редуктор.
По чертежу определяем размеры:
l1 и l2 – расстояния от опор до оси
l1=daM2=284мм
l2=lст2+2∙15+2(Т2-a2)=80+30+2(21,75-19,6)=114,3мм
a1=0,5(B1+0,5(D1+d1)tg)=0,5(17+0,5(62+25)tg20°)=16,42мм
a2=T2/2+(d2+D2)e2/6=21,75/2+(50+90)0,374/6=19,6мм
Длину l3 – длина от середины шестерни до ближайшей опоры. Её можно определить графически или вычислить:
l3=(2-2,5)db2
l3 = dв2 + b + r + 6 + a2/2, где а – расстояние между точками приложения реакции и торцом подшипника
l3=45+12+8+6+19,5/2=81мм
7. Расчет вала на усталостную прочность.
Ведомый вал.
Исходные данные:
l1 =284мм; l2 = 115мм; l3 = 81мм; d1 = 64мм; d2 = 256мм.
Силы в зацеплении на червячном колесе:
P2 = 2×T2/d2 = 2×378,9×103/256 = 2960 H – окружная;
Pa2 = 2×T1/d1 = 2×29,6×103/64 = 925 H – осевая;
Pr2 = P2×tga = 2960×tg20° = 1077,4 Н – радиальная;
Силы в зацеплении на шестерне: (d1 =192 мм,d2=480мм)
Р1 = 2×Т2/d2 = 2×378,9×103/480 = 1578,75 Н – окружная;
Рa1 = Р1×tga×cosd1 = 1578,75×tg20°×cos21,8° =533,5 H – осевая;
Рr1 = Р1×tga×sind1 = 1578,75×tg20°×sin21,8° = 213,4 H – радиальная;
Вертикальная плоскость:
SМ(А) = 0; Ма1 = Pa1×d1/2 = 533,5×192/2 = 51216 Н×мм;
Ма2 = Pa2×d2/2 = 925×256/2 = 118400 Н×мм;
Pr2×l1+Ma2-VB×(l1+l2)+Pr1×(l1+l2+l3)-Ma1 = 0;
SМ(В) = 0;
VA×(l1+l2)- Pr2×l2+ Ma2+Pr1×l3- Ma1 = 0;
Определение изгибающих моментов:
0£ х <l1; М(х) = VA×x;
x = 0, M(0) = 0;
x®l1, M(l1) = VA× l1 = 98,83×284 =28067,72 H×мм = 28,1 Н×м;
l1£ х < l1+l2; М(х) = VA×x-Pr2×(x-l1)+Ma2;
x = l1, M(l1) = VA× l1-Pr2×( l1-l1)+Ma2 = 98,83×284+118400 = =146467,72 H×мм =146,47 Н×м;
x® l1+l2, M(l1+l2) = VA×( l1+ l2)- Pr2×( l1+ l2-l1)+Ma2 =98,83×399-1077,4×115+
+118400= 33932,17 H×мм =33,9 Н×м;
l1+l2£ х < l1+l2+l3; М(х) = VA×x-Pr2×(x-l1)+Ma2+VB×(x- l1-l2);
x = l1+l2 , M(l1+l2) = VA× (l1+l2)-Pr2×( l1+ l2-l1)+Ma2+VB×( l1+l2 - l1-l2)=
=98,83×399-1077,4×115+118400= 33932,17 H×мм =33,9 Н×м;
x® l1+l2+l3, M(l1+l2+l3) = VA×( l1+l2+l3)- Pr2×( l1+l2+l3-l1)+Ma2+VB×( l1+l2+l3- l1-l2) =
= 98,83×480-1077,4×196+118400+1192×81 = 51220 H×мм =51,22 Н×м;
Горизонтальная плоскость:
SМ(А) = 0;
SМ(В) = 0;
Определение изгибающих моментов:
0£ х <l1; М(х) = НA×x;
x = 0, M(0) = 0;
x®l1, M(l1) = НA× l1 = 1173,63×284 = 333310,92 H×мм = 333,3 Н×м;
l1£ х < l1+l2; М(х) = НA×x – P2×(x-l1);
x = l1, M(l1) = НA× l1-P2×( l1-l1) = 1173,63×284 = 333310,92 H×мм = 333,3 Н×м;
x® l1+l2, M(l1+l2) = НA×( l1+ l2)- P2×( l1+ l2-l1) =1173,63×399 – 2960×115=
= 127878,37 H×мм =127,88 Н×м;
l1+l2£ х < l1+l2+l3; М(х) = НA×x – P2×(x-l1)+НB×(x- l1-l2);
x = l1+l2 , M(l1+l2) = НA× (l1+l2)-P2×( l1+ l2-l1)+НB×( l1+l2 - l1-l2)=
=1173,63×399 – 2960×115= 127878,37 H×мм =127,88 Н×м;
x® l1+l2+l3, M(l1+l2+l3) = НA×( l1+l2+l3)- P2×( l1+l2+l3-l1)+НB×( l1+l2+l3- l1-l2) =
= 1173,63×480 – 2960×196+ 207,63×81»0.
Проверка:
Вертикальная плоскость:
VA+ VВ – Pr1 - Pr2 = 98,83+1192-213,4-1077,4 = 0,03;
Горизонтальная плоскость:
НA+ НВ – P2 + P1 = 1173,63 +207,62 – 2960 + 1578,75 = 0;
Ведомый вал:
Материал вала – сталь 45 нормализованная, sВ = 590 Н/мм2 [5] – напряжение временного сопротивления.
Пределы выносливости при симметричном цикле изгиба и кручения( для нормальных и касательных напряжений):
s-1 =0,43sВ =0,43×590 = 254 Н/мм2 [5];
t-1 = 0,58×254 = 147 Н/мм2 [5];
Опасное сечение B-С :
Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом.
кs/es = 3,3 и кt/et = 2,386, где кs и кt - эффективные коэффициенты концентрации напряжений. [5];
принимаем коэффициенты асимметрии цикла Ys = 0,15 и Yt = 0,1 [7].
Изгибающий момент:
W = p×d3/32 = 3,14×503/32 = 12,3×103 мм3; [5]
Амплитуда нормальных напряжений:
su = smax = МА – А/W = 364,09×103/12,3×103 = 29,6 Н/мм2;
Полярный момент сопротивления:
Wr = 2×W = 2×12,3×103 = 24,6×103 мм3; [5]
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
tu = tm = tmax/2 = Tk2/2×Wr = 378,9×103/2×24,6×103 = 7,7 Н/мм2; [5]
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А – А:
Условие прочности выполнено, но т.к.1,7<n<2,следует провести специальный расчёт на жесткость.
8. Уточнённый расчёт валов. [5]
Червячный вал проверять на прочность не следует, т.к. размеры его поперечных сечений, принятые при конструировании после расчёта его геометрических характеристик(d1=64мм,da1=80мм,df1=44,8мм), значительно превосходят те, которые могли быть получены расчётом на кручение.
Проверим стрелу прогиба червяка(расчёт на жёсткость).
Приведённый момент инерции поперечного сечения червяка:
Jпр=
Стрела прогиба:
мм
Допускаемый прогиб:
[f]=(0,005-0,01)m=(0,005-0,01)8=0,04-0,08мм.
Таким образом жесткость обеспечена,т.к. f=0,01094 мм<[f].
9. Проверка долговечности подшипников.
Суммарные реакции: [5]
S1 = 0,83×e×Fr1; S2 = 0,83×e×Fr2, где е – коэффициент влияния осевого нагружения, для подшипников 7210 е = 0,37.[5]
S1 = 0,83×0,37×1177,78 = 361,7 Н;
S2 = 0,83×0,37×1210 = 371,6 Н;
Осевые нагрузки подшипников: [5]
S1<S2; Fa>S-S Þ Fa1 = S1; Fa2 = S1+ Fa;
где Fa – осевая нагрузка; Fa = 925 Н.
Fa1 = 361,7 Н;
Fa2 = 361,7+925 = 1286,7 Н.
Для левого подшипника А: [5]
Эквивалентная нагрузка: [5]
Рэ1 = (х× КV× Fr1 + у× Fa1 )× KБ×КТ = (0,88×1×1177,78+ 1,6×361,7)×1,3×1 = 2100 Н;
, где КV – коэффициент, учитывающий вращение колец подшипников, примем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.