НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Психологический факультет
Утверждаю
Декан факультета,
к.т.н., профессор
____________________________
______________ Коваленко В.И.
« » 2008 г.
Методические указания
для студентов факультета заочного обучения
по дисциплине
«Культурология»
Для направления (специальности)
080100.62 Юриспруденция 030500.62 Экономика
наименование направления
Заведующая кафедрой
философии и социальных дисциплин
___________________
Н.П. Суханова
« » _________ 2008 г.
Новосибирск
2008
Оглавление:
1. Пояснительная записка
2. Методические рекомендации студенту
3. Содержание учебной программы дисциплины
4. Перечень тем рефератов
5. Вопросы к зачету
6. Список рекомендованной литературы (основной и дополнительный)
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы по культурологии были использованы следующие документы:
- государственный образовательный стандарт (ГОС) по данной дисциплине, в котором определены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;
- организационно-методические указания по организации, планированию и ведению образовательного процесса в НГИ на 2008-2009 учебный год;
- учебный план для данной образовательной дисциплины, в котором определен фонд учебного времени, распределенного по семестрам и видам занятий.
Курс «Культурология» ориентирован на ознакомление студентов с основами данной дисциплины. Среди огромного многообразия возможных культурологических проблем в программе выбраны те темы, которые, с одной стороны, представляют предмет теории и истории культуры в его ключевых аспектах и, с другой стороны, учитывают сегодняшнюю актуальность отдельных проблем и способствуют формированию культурной и гармонично развитой личности.
Целями данной программы являются:
1) выработать активную жизненную позицию у лиц с не сформировавшимся (в силу возраста) мировоззрением;
2) дать студентам представление о специфике культурологического знания в системе гуманитарных дисциплин;
3) познакомить с современными концепциями и подходами в анализе культурологических проблем;
4) показать, что культура России – это часть мировой культуры, обладающая своими особенностями, проявляющимися на каждом этапе развития;
5) закрепить представленные темы практическими занятиями, цель которых - способствовать пониманию обучающимися изучаемой проблемы и ее решения.
Разработанная программа является основой объективной оценки уровня знаний студента и предусматривает возможность контроля в процессе обучения.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
После изучения дисциплины обучаемый должен:
иметь представление:
· об основных культурологических подходах и концепциях;
· об основных понятиях культурологии: культура, цивилизация, структура и функции культуры, динамика культуры, язык, символы и ценности культуры, межкультурные коммуникации;
· об основных этапах развития и характерных особенностях мировой и отечественной культуры;
· о современных проблемах развития культуры, включая: взаимодействие культуры и природы, культуры и общества, массовой культуры, проблемы национальной культуры.
знать и уметь использовать:
· знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в области культурной практики;
· понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как к способу отношения к культуре и обществу.
иметь навыки:
· осмысления современной социокультурной ситуации с позиции мирового историко-культурного опыта;
· самостоятельного формирования гуманистических культурных ориентаций;
· продуктивного общения с представителями других культур.
Методические рекомендации студенту
Модуль 1 - «Теория культуры» - посвящен изучению общих проблем культурологического знания в системе гуманитарных наук. В первой теме рассматривается культурология как система знаний о сущности, закономерностях развития и способах постижения культуры. Сущность и смысл культуры раскрывается посредством анализа генезиса понятия культуры на протяжении периода античности, средних веков, Нового времени и современности (тема 2). Тема 3 направлена на изучение структуры, функций и основных форм культуры (религия, искусство, наука, мораль и др.) Анализ основных культурологических концепций, школ и направлений XIX – XX века предполагается в теме 4.
Модуль 2 - «Прикладная культурология» - направлен на изучение наиболее значимых аспектов культуры с точки зрения действенности относительно реципиента. Тема 5 – «Изобразительное искусство как форма отражения действительности» - ориентирована на характеристику образности при отождествлении действительности в зависимости от уровня развития сознания, этнической принадлежности, традиций и обычаев отдельных народов; Тема 6 – «Литература как вид искусства и форма воссоздания мышления» - затрагивает этот вид культуры с точки зрения воздействия на ментальность мышления; в теме 7 – «Театр как сценическое действие» - анализируются формы, способы и методы активизации отражения действительности в зависимости от этнсоциальной традиции действия, теме 8 – «Киноискусство как вид художественного творчества» - изучается специфика и основные достижения отечественной культуры
Требования по написанию реферата:
1. Тема реферата выбирается из списка предложенных в программе тем.
2. Реферат содержит введение, где обосновывается актуальность темы, цели и задачи работы (1-2 страницы).
3. Основная часть реферата включает рассмотрение 2-3 вопросов (15-18 страниц).
4. В заключении делаются выводы согласно поставленным во введении целям (1-2 страницы).
5. Список литературы содержит 5-7 наименований, причем, в тексте реферата должны быть ссылки на использованную литературу.
Содержание программы учебной дисциплины «Культурология»
Модуль 1. Теория культуры
Тема 1. Культурология как наука
Объект и предмет культурологии. Культурология как система знаний о сущности, закономерностях развития и способах постижения культуры. Структура культурологии. Культурология в системе научного знания, ее взаимосвязь с другими науками. Цели и задачи культурологии. Основные методы, категории и функции культурологии. Значение культурологии в современной России и мире.
Тема 2. Историческое развитие представлений о культуре
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.