Алгоритм проектирования электроприводов с применением приемов математического моделирования, страница 2

управляемого электропривода при отсутствии

справочных данных

Актуальность вопроса обусловлена тем, что по мере широкого использования средств преобразовательной техники все большее распространение получают регулируемые и управляемые приводы на базе асинхронных электродвигателей (АД) с к.з. роторами.

Для работы в составе таких приводов эти АД при разработке не предназначались. В каталогах, проспектах и пр. документации на них не приводится момент инерции ротора. Вместе с тем проектантам, ориентированным на разработку представленных выше приводов это бывает необходимо с целью оценки динамических, регулировочных и др. свойств. В этих условиях реальным представляется 2 метода экспериментального определения момента инерции:

-  без разборки АД с применением оценки потерь на трение и вентиляцию с последующим использованием кривой выбега АД после отключения от сети;

-  путем фиксации периода крутильных колебаний с последующим расчетом по формуле маятника.

Схема опыта для первого случая согласно рис.1. Опыт строится по методу разделения потерь, имеющихся в ДПТ (гонный двигатель) при пристыкованном и отсоединенном АД.

.

Рис. 1.

Рис. 2

По итогам опыта определяются потери, которые имеют место в АД при его номинальной скорости вращения, но на холостом ходу (1). Далее определяется момент, соответствующий этим потерям (2) и на основе уравнения движения (3) с использованием производной, найденной по кривой выбега на момент начала выбега (рис.2) определяется искомый момент инерции (4).

                                 (1)

                                              (2)

                                          (3)

                                                   (4)

Достоинства: не надо разбирать АД.

Недостатки: нужно много оборудования для монтажа и измерений; точность ограничена возможностями получения и обработки кривой выбега с целью оценки производной от скорости.

Для второго метода надо вынуть ротор из машины, определить его массу m и подвесить его на жестких средствах (с учетом веса) согласно рис. 3.

При малом начальном угле закрутки (не более 100) замерить период крутильных колебаний Т. Последующее – с использованием формулы 5.

 Рис.3.

                                        (5)

Достоинства: точность определения диктуется взвешиванием и определением размеров.

Недостатки: необходимость разборки и сборки машины

Принципы разработки блок-диаграмм электроприводов на основе двигателей постоянного тока

независимого возбуждения (ДПТ НВ)

Все возможное многообразие математических моделей электроприводов постоянного тока с коллекторными электродвигателями независимого возбуждения иллюстрирует приведенный ниже рисунок.

Модели электроприводов (ЭП)

По типу описания

функциональные

виртуальные

По форме тока

гладкие

пульсирующие

По исполнению источника питания


регулируемые

нерегулируемые

По типу источника питания

управляемый выпрямитель (УВ)

широтно-импульсный преобразователь (ШИП)

По исполнению ЭП

разомкнутый

замкнутый

Для обеспечения режимов стабилизации скорости вращения в современных электроприводах в большинстве случаев реализуется система подчиненного управления с установкой регуляторов в контуре тока якоря и скорости. При необходимости здесь же учитываются ограничения по току якоря, задатчики интенсивности разгона. В состав средств управления могут входить и датчики технологического режима.

Наиболее характерные элементы математических моделей ЭП сгруппированы ниже

   Виртуальная модель ДПТ НВ и

демодулятор к нему

Виртуальная модель УВ

Функциональная и

виртуальная модели ШИПа

Для изучения принципа работы ДПТ НВ независимо от особенностей его электропитания целесообразно использовать приведенные ниже блок-диаграммы. Обращается особое внимание на необходимость выполнения и интерфейса пользователя.

а

б

в

Разработка функциональной модели ДПТ НВ выполняется под вид уравнений, приведенных ниже

где относительные переменные состояния двигателя:   

      ; параметры двигателя

 .

Вид процессов, позволяющих уяснить режимы работы ДПТ НВ, иллюстрирует следующий рисунок.

а) двигательный режим

   б) режим противовключения

в) генераторный режим

Функциональная модель электропривода с подчиненным управлением, например, с управляемым выпрямителем, приведена ниже. Целесообразно её разработать с интерфейсом пользователя и возможностью замены УВ на ШИП.

Пример реализации виртуальной модели электропривода (следующий рисунок) необходимо довести до рабочего состояния и иллюстрировать работу. Для этого иметь модель при себе. При составлении этой блок-диаграмм нужно использовать ранее представленные функциональные модели

а

 б

в

Переходные процессы в системе при различных настройках регуляторов в контуре скорости иллюстрирует следующий рисунок. Вопросами собеседования будет реализация настроек регуляторов с учетом ограничений по скорости и току.