34. 10. Может ли человек утверждать, что если он знает все свойства вещи, то он знает и ее качество?
35. 11. Сформулируйте фундаментальную понятийную триаду, лежащую в основе логики.
36. 12. Что такое количество? Какие признаки его характеризуют? Что есть число? Проблема числового выражения количества.
37. 13. Что такое мера? Как можно представить процесс развития с помощью категории меры? В чем заключается мера человека, и как она связана с общественным развитием?
38. 14. Какую роль играют в науке качественные и количественные методы исследования? Как они координированы друг с другом?
39. 15. При каких условиях возможно применение математических методов исследования? Как эти методы согласуются с качественной интерпретацией предмета исследования?
40. 16. Являются ли количественные изменения причиной качественных?
41. 17. Что такое скачок? Какие два признака его характеризуют? Какой из них главный?
42. 18. По каким основаниям классифицируются скачки? Чем определяется длительность скачка? Чем отличаются стадии частичных скачков от качественных ступеней развития?
43. 19. Какова роль количественных и качественных изменений в развитии?
44. 20. Является ли различие качественных и количественных изменений абсолютным? Чем оно определяется?
45. 21. Как связано соотношение эволюции и революции в общественном развитии с сущностью этапов социального прогресса?
46. 22. В чем состоит метафизическая абсолютизация количественных либо качественных изменений? В чем заключается ошибка теорий плоского эволюционизма, с одной стороны , и теории катаклизмов (катастроф), анархизма и им подобных – с другой?
3.2. Закон единства и борьбы противоположностей
47. 1. Что является источником, причиной, фактором и механизмом движения и развития? Почему закон взаимопроникновения противоположностей оценивается как ядро диалектики?
48. 2. Какие две центральные категории представляют данный закон? К каким двум предельно широким отношениям сводятся все отношения? Какие более фундаментальные отношения лежат в глубине двух отмеченных?
49. 3. Почему внутренние различия выступают как различие предмета с самим собой? Почему внутреннее различие означает отрицание, противоречие предмета с самим собой?
50. 4. Какое отношение называется противоречием? Какие два важнейших момента включает определение противоречия?
51. 5. Какие три ступени проходит человек в познании противоречий?
52. 6. Что означает отношение единства противоположностей?
53. 7. Какие три основных значения имеет категория противоположности? Чем противоположность отличается от противоречия?
54. 8. Каковы особенности дивергентной и конвергентной форм развития противоречий?
55. 9. Как разрешаются противоречия на дивергентном пути их развития?
56. 10. Является ли конвергентная форма разрешения противоречий выражением плоскоэволюционного типа развития?
57. 11. Что означает принцип абсолютности борьбы и относительности единства противоположностей? В каком смысле единство противоположностей играет активную роль в развитии? Как соотносится активность единства с ролью борьбы противоположностей?
58. 12. Каковы основания классификации противоречий? Какими основными противоречиями обладает каждая из основных форм материи? Какие можно выделить всеобщие формы противоречий?
59. 13. Чем различаются основные и неосновные, главные и неглавные, антагонистические и неантагонистические противоречия?
60. 14. Какие противоречия характерны для нашей страны на современном этапе развития?
61. 15. В чем заключается метафизический смысл теории равновесия? правосоциалистических учений? лингвистической философии?
3.3. Закон отрицания отрицания
62. 1. Какие три ступени проходит диалектическое развитие?
63. 2. Как отрицание связано с противоречием? Чем диалектическое отрицание отличается от метафизического?
64. 3. Какая категория выступает противоположностью отрицания?
65. 4. Покажите, каким образом отрицание и преемственность раскрывают поступательный характер развития?
66. 5. Обоснуйте закон неодолимости нового, высшего. Какие частные науки специально изучают тенденцию материи к самоорганизации?
67. 6. Почему ступеней развития только три? Каким образом триада развития связана с наличием противоположностей в предмете?
68. 7. Как связаны по содержанию первая и третья ступени триады? Возможны ли частные ступени при первом или втором отрицании?
69. 8. Связаны ли вторая и «четвертая» ступени развития между собой? Является ли спираль трехступенчатого развития бесконечной?
70. 9. Имеет ли закон отрицания отрицания всеобщий характер? Почему? Действует ли данный закон в частных процессах? в тупиковых и на магистральных линиях развития?
71. 10. Как развивается общественная и индивидуальная стороны человеческой сущности в истории общества?
72. 11. Распространяется ли действие закона отрицания отрицания на бесконечные процессы?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.