Контрольные вопросы к семинарскому занятию по теме «Диалектика»
1. Диалектика как наука
1. 1. Какие существуют определения диалектики? Каков предмет диалектики? Научная диалектика как итог предшествующего развития философии.
2. 2. Противоположность диалектики и метафизики: какие три проблемы по-разному решают эти концепции? Какие реальности затрагивает противоположность диалектики и метафизики?
3. 3. Критика догматизма и релятивизма. В какой исторический период развития познания возникает теоретическая диалектика и почему? В какой исторический период развития познания и почему возникает метафизика? Почему система идеалистической диалектики складывается раньше материалистической?
4. 4. Диалектика объективная и субъективная. Каково их соотношение?
5. 5. Диалектика как единство теории и метода. Почему ошибочна попытка сводить диалектику только к методу, а материализм – только к теории?
6. 6. В каком смысле диалектика едина с логикой и теорией познания? В чем состоит единство диалектики и логики? диалектики и теории познания? теории познания и логики?
7. 7. Какова структура диалектики? Соотношение принципов, законов и категорий диалектики.
8. 8. Различие абстрактно-всеобщей и конкретно-всеобщей теорий развития.
2. Основные принципы диалектики
9. 1. Что такое принцип? Являются ли принципы диалектики аксиомами (постулатами)? Почему? Равноценны ли принципы всеобщей связи и развития? Какой из них ведущий? Почему?
10. 2. Принцип связи. Принцип всеобщей связи как элемент принципа материального единства мира. Понятие связи. Какие аспекты имеет всеобщая связь? В каком отношении находятся понятия всеобщей связи и бесконечности?
11. 3. Типы связей. Категории философии как отображения отдельных сторон (моментов) всеобщих связей.
12. 4. Принцип детерминизма. Узкий и широкий смысл термина «детерминизм». Исторические типы детерминизма. Индетерминизм и его разновидности.
13. 5. Что такое закон? закономерность? Классификация законов.
14. 6. Что общего между законами философии и законами частных наук? В чем их отличие? Чем отличаются объективные законы природы от объективных законов общества? Законы объективные и субъективные. Может ли человек создавать объективные законы? Критика фатализма, субъективизма, волюнтаризма, телеологии.
15. 7. Принцип всеобщей связи как метод. Методологические принципы конкретно-исторического подхода и основного звена цепи.
16. 8. Определение развития. Каково соотношение движения и развития?
17. 9. Каковы трактовки понятия развития в современной философии? Критика концепций: а) развития как мирового круговорота; б) как процесса необратимых качественных изменений.
18 .10. Раскрытие понятия развития через понятие высшего, низшего, простого, сложного, многообразия содержания, единства. Развитие как рост многообразия содержания. Логика соотношения высшего и низшего.
19. 11. Парадокс развития. Актуальное и потенциальное, противоречие развития. Материя как сущность, творящая самое себя. Человек – высшая форма творческой активности материи. Развитие как интегральный процесс.
20. 12. Две концепции развития как закономерной последовательности основных форм материи (критика эволюционизма).
21. 13. Основные черты развития как закономерной последовательности основных форм материи. Закономерности соотношения высшего и низшего.
22. 14. В чем состоит историческое оправдание метафизики?
3. Основные законы диалектики
23. 1. Какие стороны развития (феноменологическую, сущностную) отражают основные законы диалектики?
24. 2. Как связаны общий смысл каждого закона и группа относящихся к нему категорий с определением закона?
3.1. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные
25. 1. На все ли предметы мира распространяется качественные и количественные характеристики?
26. 2. Возможно ли самостоятельное качественное изменение предмета, не опосредованное предварительными количественными изменениями?
27. 3. Каким образом меняется качество предмета? Возможно ли образование «гибридных» качеств? «Переползает» ли одно качество в другое или меняется скачком?
28. 4. К каким направлениям развития (прогрессу, регрессу) относится закон взаимоперехода количественных изменений в качественные?
29. 5. Какую сторону развития (феноменологическую, сущностную) отображает закон качественного и количественного взаимоперехода?
30. 6. Что такое качество? Какие существенные моменты содержит определение качества? Какой из них основной?
31. 7. Что такое свойство? Как свойства предмета связаны с его качеством? Какие свойства являются основными, а какие нет? Признак («отличительный признак») как отличительное свойство.
32. 8. О чем говорят теории одно- и многокачественности? Как качество предмета связано с его сущностью и функциями?
33. 9. Как свойство и качество связаны с отношением? Что является ведущим в паре «свойство и отношение»? Какова диалектика свойства и отношения? Как эта диалектика сказывается при познании мира человеком?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.