Расчёт моментов при пуске и торможении:
| 
   Момент при пуске двигателя:  | 
  
   
  | 
 
| 
   Момент при торможении двигателя:  | 
  
   
  | 
 
| 
   Момент в установившимся режиме работы двигателя:  | 
  
   
  | 
 

Рисунок – 2 Диаграмма моментов при работе ДПТ
Расчёт токов при пуске и торможении:
| 
   Общий электромагнитный коэффициент:  | 
  
   
  | 
 
| 
   Ток в установившимся режиме работы двигателя:  | 
  
   
  | 
 
| 
   Ток при запуске двигателя:  | 
  
   
  | 
 
| 
   Ток при торможении двигателя:  | 
  
   
  | 
 

Рисунок – 3 Диаграмма токов при работе ДПТ
4. Проверка ДПТ по теплу, используя метод эквивалентного момента

![]()
, следовательно, в процессе работы
двигатель не будет перегреваться 
5. Выбор способа управления
В качестве устройства управления двигателя будем использовать реверсивный широтно-импульсный преобразователь (ШИП-Д).
Управление осуществляется по мостовой схеме, образованной четырьмя транзисторными ключами, к одной диагонали которой подведено напряжение питающей сети, а к другой присоединён якорь двигателя. (Рисунок 4).
Диоды служат для замыкания цепи якоря через источник напряжения в те отрезки времени, когда ток якоря течёт под действием ЭДС самоиндукции навстречу напряжению источника.
Ключи работают одновременно, т.е., например, на первом
интервале замкнуты ключи К1 и К3 и на левый зажим якоря подан плюс, а на втором
интервале замкнуты ключи К2 и К4 и на левый зажим подан минус источника. В
результате к двигателю подается напряжение 
.
Считая g=t1/tц и учитывая, что t2=tц – t1,
получим Uср=(2g-1)U. Следовательно механическая характеристика определится
выражением wср=((2g-1)/kэм)U – (Rя/kэм2)M. Изменяя g, можно
изменить не только значение, но и направление угловой скорости. При 1³g³0,5 угловая скорость при холостом ходе
положительна, при 0,5³g³0 она отрицательна.

Рисунок –4 Схема ШИП-Д
По техническим данным ДПТ СЛ-569К можно сформулировать технические требования к устройству управления:
· устройство управления должно обеспечивать угловую скорость, как положительную, так и отрицательную. При этом диапазон изменения частоты вращения должен находиться в диапазоне ± Wmax рад/сек;
· номинальное напряжение подводимое к двигателю должно быть порядка 110В.
Выбор транзисторов VT1-VT4, а также диодов VD1-VD4 обуславливается величиной напряжения питания,
максимального тока двигателя.
6. Составление математической модели системы
Передаточная
функция двигателя:                                          ![]()
Для расчёта постоянных времени использованы следующие формулы:
Номинальная частота вращения вала двигателя:            
![]()
Общий электромагнитный коэффициент:                                   ![]()
Коэффициент передачи двигателя:                                   ![]()
Индуктивность якоря:                                                        
=0,386 Гн
Электромеханическая постоянная времени двигателя: 
=14 мс
Электромагнитная постоянная времени якоря:              
=9,6 мс
Передаточная функция усилителя мощности:                      ![]()
Расчёт усилителя мощности проводиться при следующих параметрах регулятора (контроллера) , применяемого в системе для реализации способа управления (ШИМ-Д):
![]()
![]()
Входное
напряжение подаваемое на двигатель:             ![]()
Коэффициент
усиления:                                                    ![]()
Постоянная
времени регулятора:                                      ![]()
Передаточная
функция двигателя:                               ![]()
Передаточная функция усилителя мощности:          ![]()
Для моделирования процессов в двигателе будет использована модель двигателя постоянного тока при управлении скоростью его вращения за счёт изменения напряжения на якоре.

Рисунок – 5 Схема ДПТ при управлении напряжением на якоре



Рисунок – 6 Схема ДПТ, смоделированная в MathLab 2008b
Результаты моделирования:

Рисунок – 7 Угловая скорость на выходе ДПТ

Рисунок - 8 Изменение момента при работе ДПТ

Рисунок – 9 Изменение тока при работе ДПТ
7. Механические характеристики
Механическая характеристика 
, строиться при U=const,
R=const.
Механическая характеристика при импульсном управлении имеет вид:

Естественные характеристики можно построить по следующей формуле:

Угловая скорость при идеальном холостом ходу: ![]()
Таблица 5 Исходные данные, для построения механической характеристики
| 
   
  | 
  
   n,об/мин  | 
 |
| 
   2  | 
  
   20  | 
  
   190,985  | 
 
| 
   3  | 
  
   -30  | 
  
   -286,478  | 
 
| 
   4  | 
  
   40  | 
  
   381,971  | 
 
| 
   5  | 
  
   -50  | 
  
   -477,464  | 
 
| 
   6  | 
  
   60  | 
  
   572,957  | 
 
| 
   7  | 
  
   -70  | 
  
   -668,451  | 
 
| 
   8  | 
  
   80  | 
  
   763,943  | 
 
| 
   1  | 
  
   209,523  | 
  
   2000,805  | 
 

Рисунок – 10 Механические характеристики
Вывод
В соответствии с техническим заданием был произведен расчёт основных параметров для системы стабилизации скорости вращения двигателя и выбран способ управления двигателем в этой системе.
Для реализации системы стабилизации были выбраны:
1. Двигатель СЛ-569К
2. Способ управления: широтно-импульсное
Проверка по методу эквивалентного момента, применяемого для установления возможности перегрева двигателя в процессе работы, показал, что двигатель перегреваться не будет, и система будет работать исправно.
Список литературы
1. Волков Н. И., Миловзоров В. П. Электромашинные устройства автоматики. М.: Высшая школа, 1986.
2. Сабинин Ю. А. Электромашинные устройства автоматики. Л.: Энергоатомиздат, 1988.
3. Русаков О.П. «Технические средства систем автоматики и управления», курс лекций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.