Расчёт моментов при пуске и торможении:
Момент при пуске двигателя: |
|
Момент при торможении двигателя: |
|
Момент в установившимся режиме работы двигателя: |
|
Рисунок – 2 Диаграмма моментов при работе ДПТ
Расчёт токов при пуске и торможении:
Общий электромагнитный коэффициент: |
|
Ток в установившимся режиме работы двигателя: |
|
Ток при запуске двигателя: |
|
Ток при торможении двигателя: |
|
Рисунок – 3 Диаграмма токов при работе ДПТ
4. Проверка ДПТ по теплу, используя метод эквивалентного момента
, следовательно, в процессе работы двигатель не будет перегреваться
5. Выбор способа управления
В качестве устройства управления двигателя будем использовать реверсивный широтно-импульсный преобразователь (ШИП-Д).
Управление осуществляется по мостовой схеме, образованной четырьмя транзисторными ключами, к одной диагонали которой подведено напряжение питающей сети, а к другой присоединён якорь двигателя. (Рисунок 4).
Диоды служат для замыкания цепи якоря через источник напряжения в те отрезки времени, когда ток якоря течёт под действием ЭДС самоиндукции навстречу напряжению источника.
Ключи работают одновременно, т.е., например, на первом интервале замкнуты ключи К1 и К3 и на левый зажим якоря подан плюс, а на втором интервале замкнуты ключи К2 и К4 и на левый зажим подан минус источника. В результате к двигателю подается напряжение . Считая g=t1/tц и учитывая, что t2=tц – t1, получим Uср=(2g-1)U. Следовательно механическая характеристика определится выражением wср=((2g-1)/kэм)U – (Rя/kэм2)M. Изменяя g, можно изменить не только значение, но и направление угловой скорости. При 1³g³0,5 угловая скорость при холостом ходе положительна, при 0,5³g³0 она отрицательна.
Рисунок –4 Схема ШИП-Д
По техническим данным ДПТ СЛ-569К можно сформулировать технические требования к устройству управления:
· устройство управления должно обеспечивать угловую скорость, как положительную, так и отрицательную. При этом диапазон изменения частоты вращения должен находиться в диапазоне ± Wmax рад/сек;
· номинальное напряжение подводимое к двигателю должно быть порядка 110В.
Выбор транзисторов VT1-VT4, а также диодов VD1-VD4 обуславливается величиной напряжения питания,
максимального тока двигателя.
6. Составление математической модели системы
Передаточная функция двигателя:
Для расчёта постоянных времени использованы следующие формулы:
Номинальная частота вращения вала двигателя:
Общий электромагнитный коэффициент:
Коэффициент передачи двигателя:
Индуктивность якоря: =0,386 Гн
Электромеханическая постоянная времени двигателя: =14 мс
Электромагнитная постоянная времени якоря: =9,6 мс
Передаточная функция усилителя мощности:
Расчёт усилителя мощности проводиться при следующих параметрах регулятора (контроллера) , применяемого в системе для реализации способа управления (ШИМ-Д):
Входное напряжение подаваемое на двигатель:
Коэффициент усиления:
Постоянная времени регулятора:
Передаточная функция двигателя:
Передаточная функция усилителя мощности:
Для моделирования процессов в двигателе будет использована модель двигателя постоянного тока при управлении скоростью его вращения за счёт изменения напряжения на якоре.
Рисунок – 5 Схема ДПТ при управлении напряжением на якоре
Рисунок – 6 Схема ДПТ, смоделированная в MathLab 2008b
Результаты моделирования:
Рисунок – 7 Угловая скорость на выходе ДПТ
Рисунок - 8 Изменение момента при работе ДПТ
Рисунок – 9 Изменение тока при работе ДПТ
7. Механические характеристики
Механическая характеристика , строиться при U=const, R=const.
Механическая характеристика при импульсном управлении имеет вид:
Естественные характеристики можно построить по следующей формуле:
Угловая скорость при идеальном холостом ходу:
Таблица 5 Исходные данные, для построения механической характеристики
, рад/с |
n,об/мин |
|
2 |
20 |
190,985 |
3 |
-30 |
-286,478 |
4 |
40 |
381,971 |
5 |
-50 |
-477,464 |
6 |
60 |
572,957 |
7 |
-70 |
-668,451 |
8 |
80 |
763,943 |
1 |
209,523 |
2000,805 |
Рисунок – 10 Механические характеристики
Вывод
В соответствии с техническим заданием был произведен расчёт основных параметров для системы стабилизации скорости вращения двигателя и выбран способ управления двигателем в этой системе.
Для реализации системы стабилизации были выбраны:
1. Двигатель СЛ-569К
2. Способ управления: широтно-импульсное
Проверка по методу эквивалентного момента, применяемого для установления возможности перегрева двигателя в процессе работы, показал, что двигатель перегреваться не будет, и система будет работать исправно.
Список литературы
1. Волков Н. И., Миловзоров В. П. Электромашинные устройства автоматики. М.: Высшая школа, 1986.
2. Сабинин Ю. А. Электромашинные устройства автоматики. Л.: Энергоатомиздат, 1988.
3. Русаков О.П. «Технические средства систем автоматики и управления», курс лекций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.