Н. Д. Горшкова, Л. И. Кирилина, В.В. Новичкова. Практикум по русскому языку для подготовки к экзаменационному тестированию

Страницы работы

47 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Н. Д. Горшкова, Л. И. Кирилина, В.В. Новичкова

Практикум по русскому языку

для подготовки к экзаменационному тестированию

Новосибирск 2005


Рецензенты:

Бубнова Г. А., учитель высшей категории Лицея НГТУ; Кузнецов И. В., доцент кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО, кандидат филологических наук

Работа выполнена на кафедре русского языка.

В. В. Новичкова, Н Д. Горшкова, Л. И. Кирилина. Практикум по русскому языку для подготовки к экзаменационному тестированию: Учебное пособие. - Новосибирск: Издательство НГТУ. - 2005. - 48 с.

Материалы предназначены для учащихся Лицея НГТУ, слушателей ускоренной формы обучения и подготовительных курсов, готовящихся к экзаменам в вуз, в том числе в форме и по материалам ЕГЭ.


Содержание

Предисловие................................................................................................ 4

1.  Состав слова........................................................................................... 5

2.  -Н- и -НН- во всех частях речи........................................................ 11

3.  Дефисные написания.......................................................................... 14

4.  Частицы НЕ и НИ................................................................................ 19

5.  Знаки препинания при слове «КАК».............................................. 23

6.  Тесты...................................................................................................... 27

Литература................................................................................................. 47


Предисловие

Каждый раздел пособия построен по определенной схеме: теоретическая справка, упражнения для самостоятельного тренинга, объемное контрольное | упражнение, насыщенное важными орфограммами.

Пособие может быть использовано также для аудиторной самостоятельной работы учащихся под руководством преподавателя.


I. Состав слова

Слова состоят из значимых частей слова, которые называются морфемы. Для обозначения каждой морфемы есть свои условные значки:

В основе слова заключено его главное лексическое значение. Окончание служит для связи слов в предложении.

Упражнение № 1. Выделите корни. К выделенным словам подберите родственные и запишите их.

Встать, пров...ды, м...рить, тесн...та, вст...вать, зап...х, правый, сер...сть, те...ный, п...хучий, п...хать, серный, весе(н, нн)ий, море, прав...та, сера, пр...морский, заморыш... .

Упражнение № 2. Выделите основу и окончание.

Зеленый, налево, кенгуру, стол, кто-нибудь, дышат, великанище, бесстрашных, метро, ниже.

Упражнение № 3. Сделайте морфемный разбор данных слов.

Батарея, нежность, наваждение, зимний, вышестоящий, сожженная, изредка, мышей, теснота, заячий, прикус, объединить, безопасный, расчеты, поддерживать, воспоминание, мировосприятие, девятиэтажный, контрагент.

Упражнение № 4. Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова. Обратитесь к таблице № 1.

Читаю, читал, час, везите, читка, чтецы, везти, вести, часы, чтец, на военном заводе, военная походка, пришел военный, прошел мимо, пройдет мимо дома, все были дома, шум в доме, скорый, более скорый, скорее.


Упражнение № 5. Распределите слова в две группы так, чтобы в одной группе были однокоренные слова, а в другой - форма одного и того же слова. Обратитесь к таблице № 1.

Гости, водный, гостиница, водоем, вода, водные, гостевая (виза), угощать, водоворот, гостиная, в гостях, гостей, гост, гость, гостевая, гостинец,, гостиничный, гостинцы, гостьюшка, гостишь, гостинчики, гостья, гостей, водохранилище, водоупорный, водовороты, о воде, водить, водочный, водрузить, воевода.

Правописание приставок


ПРЕ1.  высшая степень, «очень»: премилый, преспокойный

2.  «через», «пере»: прервать, преобразовать


ПРИ1.  приближение: приехать

2.  присоединение, прибавление: пришить, присочинить

3.  неполнота, временность действия: приоткрыть, приостановить

4.  близость к чему-нибудь. пригород, придорожный


Упражнение № 6. Выделите приставки, объясните их значение.

Присоединиться к мнению, престарелый житель, явное преувеличение, приехать в Приднестровье, пригородный поезд, пресекать попытки, приоткрыть глаз, прикормить рыбу, привокзальная площадь, превосходный рассказчик.

Упражнение№ 7. Определите написание приставок в лексических парах. Запомните значения слов.

Пр...зирать негодяя - пр...зирать детей; пр...бывать в Москве -пр...бывать к вокзалу; пр...клонил колени - пр...клонил ветку; пр...ступить закон - пр...ступить к разгрузке; пр...емник традиций - радиопр...емник; пр...данье старины глубокой - пр...дать форму прическе; пр...терпевать лишение - пр...терпеться к голоду; пр...дел мечтаний - пр...дел к постройке; пр...творить планы в жизнь - пр...творить дверь; пр...дать свою мечту -пр...дать блеск зеркалу.

Упражнение № 8. Вставьте пропущенные буквы.

Пр...интересный рассказ; превосходный торт; пр...возмочь боль; пр... швартоваться у пр...стан...; придерживаться за стол; пренебрежительное отношение; прекратить спор; пр... остановить движение; прерывать изложение; пр...верженец новых взглядов; пр...ставить лес..ницу; пр...образовать мес...ность; привередливый человек;


претендовать на многое; президент страны; пр...мчаться на автомобил...; пр...чудливый орнамент; пр...одолевать притяжен...е; сделать пр...вивку; пр...лес...ный цветок; пр... дорожная канава; седой пр...вратник; привлекательный вид; пр...школьные участки; пр...восходиые результаты; пр...прыгать на одной ноге; пр...поднять тяжелый шкаф; пр...гласить друзей; пр...бывание в лесу; искать пр...станища; найти пр...бежище; пр...одолеть все пр...грады и препятствия; пр...небрегать советами ;любител и пр...ключений; преградить дорогу; пр...сечь ненужные разговоры; несправедливые пр...тязания; дать пр...сягу; вступить в пр...рекания; пр...мирить спор...щих; пр...мерить пальто; пр...сутсвовать на с...брании; пр...одолеть страх; пр...выкнуть к условиям; пр...лив сил; нам пр...шлось пр...бавить шагу; пр...ятный ветерок; со...нце пр...гревает; пр...зывные восгласы; пр...ходящее явление; пр...ручить зверя.

Запомните! В приставках, оканчивающихся на з/с, пишется -з- перед звонкими согласными, гласными, пишется -с- перед глухими согласными

•  После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы : игра - подыграть, сыграть, разыграть.

•  В сложносокращенных словах сохраняется И : пединститут

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Русский язык
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
529 Kb
Скачали:
0