2)События – это действия, определяющиеся: указанием типа действия или указателем ролей, которые играют объекты.
3)Свойства – используются для уточнений понятий и событий.
Дуги бывают 4 типов:
1)Лингвистические – отображают взаимосвязь между событиями и понятиями или свойствами.
2)Логические – это операции использующие элементы исчисления предикатов.(←, V)
3)Теоретико-множественные – это отношения подмножества части и целого и множества И элементов. (IS-A, Part-OF)
4)Квантифицированные – используют кванторы для всех
Вопрос №10.
Представление структуры понятий СС.
Для определения любого понятия задается множество его отношений с другими понятиями, обязательными отношениями являются:
1)Класс, которому принадлежит данное понятие.
2)Свойство, выделяющее данное понятие из всех других понятий класса.
3)Пример или экземпляр данного понятия.
Связи понятий образуют структуру, в которой используется 2 типа связей IS-A и Part-OF.
СС “Юридическое лицо” (Ю.Л.)
Представление событий СС.
При представление событий в первую очередь выделяются действия, которые описываются глаголом. Определяются объекты, которые действуют и объекты, над которыми эти действия выполняются. Все связи понятий, событий и свойств в действиях, называют падежами или падежными отношениями.
Падеж |
Падежное отношение, определяющее связь действий с: |
Агент |
С предметом являющимся инициатором действия |
Объект |
С предметом, подвергающимся действию |
Источник |
С размещением предмета перед действием |
Приемник |
С размещением предмета после действия |
Время |
С моментом выполнения действия |
Место |
С местом действия |
Цель |
С действием другого события |
Пример:
Преподаватель КузГТУ остановил 20.04.05г. лекцию. Чтобы покурить сигарету.
Получение вывода с помощью СС.
При формирование вопроса к базе знаний выполняется следующее:
1)Строится СС отражающая структуру запроса.
2)Вывод обеспечивается за счет сопоставления общей сети и сети запроса.
Пример:
CC запроса: Кто руководит Сидоровым?
Вопрос №11.
Продукционные модели - это модели, в которых знаний представляются с помощью правил следующего вида: “ если - то ”.
Такие модели дают возможность:
1)Применения простого и точного механизма использования правил.
2)Представлять правила, с высокой однородностью используя единый синтаксис.
Программные системы, которые оперируют с такими правилами, называют продукционными системами.
Пост (Пост разработчика)
, где t1,…,tn – посылки, t – заключение.
Системы продукции состоят из 3 элементов:
1)Набор правил, база правил.
2)Рабочая память, динамическая база данных. В ней хранятся предпосылки и результаты вывода.
3)Механизм вывода. Он использует правила в соответствии с содержимым рабочей памяти.
Выводы в продукционной системе могут быть 2 видов:
1)Прямой вывод (прямая цепочка рассуждений), заключается в многократном последовательном применение правил и помещении дополнительных данных в рабочую память.
2)Обратный вывод (обратная цепочка рассуждений), решения принимаются на основании фактов и возможности применения того или иного правила.
Вопрос №12.
Выводы в продукционной системе могут быть 2 видов:
1)Прямой вывод (прямая цепочка рассуждений), заключается в многократном последовательном применение правил и помещении дополнительных данных в рабочую память.
2)Обратный вывод (обратная цепочка рассуждений), решения принимаются на основании фактов и возможности применения того или иного правила.
Пример:
Механизм функционирования системы продукции.
Схема логического вывода: (прямой вывод)
1)Анализ 1 правила.
Условная часть правила ложная (нет Дорога - кривая”)
2)Анализ 2 правила.
Условная часть 2 правила истина, т.к. образец “Место отдыха - горы” имеется, поэтому заключительная часть правила №2 записывается в рабочую память.
3)После просмотра всех правил происходит повторное их применение. После повторного анализа №1 его заключительная часть заносится в рабочую память. В дальнейшем правило №1 из согласования исключается.
Обратный вывод в системе продукций:
1)Определяется правило, в котором содержится целевой факт.
2)Исследуется возможность применения правила №1 для подтверждения исходного факта. Для достижения цели нужно подтвердить факт Дорога - кривая”.
3) Образец Дорога - кривая” принимается за новую цель и ищется правило подтверждающее эту цель.
Вопрос №13.
Фрейм – это структура для описания понятия или ситуация состоящая их характеристик ситуаций и их значений.
Фрейм можно рассматривать как фрагмент для описания понятий мо всеми его свойствами.
Пример фрейма: “Финансовый отчет”.
Однако каждый узел во фрейме имеет следующий вид:
Слот – это атрибут, связанный с узлом в системе
Имя слота – это тип атрибута.
Значение слота – это экземпляр или другой фрейм.
Со слотами могут связываться отдельные процедуры:
1)”Если - добавлено”.
Применяется когда новая информация, помещается в слот.
2) ”Если - удалено”.
Используется при удалении информации из слота.
3) ”Если - нужно”.
Используется при запросе информации из слота, а он пуст.
Фреймовые системы и их функционирование.
Пусть в систему поступил запрос, мне нужен финансовый отчет о выполнении проекта по новой технологии. В качестве значений слотов могут быть:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.