Заметки и краткие ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Представление знаний в интеллектуальных системах", страница 3

2)События – это действия, определяющиеся: указанием типа действия или указателем ролей, которые играют объекты.

3)Свойства – используются для уточнений понятий и событий.

Дуги бывают 4 типов:

1)Лингвистические – отображают взаимосвязь между событиями и понятиями или свойствами.

2)Логические – это операции использующие элементы исчисления предикатов.(←, V)

3)Теоретико-множественные – это отношения подмножества части и целого и множества И элементов. (IS-A, Part-OF)

4)Квантифицированные – используют кванторы для всех

Вопрос №10.

Представление структуры понятий СС.

Для определения любого понятия задается множество его отношений с другими понятиями, обязательными отношениями являются:

1)Класс, которому принадлежит данное понятие.

2)Свойство, выделяющее данное понятие из всех других понятий класса.

3)Пример или экземпляр данного понятия.

Связи понятий образуют структуру, в которой используется 2 типа связей IS-A и Part-OF.

СС “Юридическое лицо” (Ю.Л.)

Представление событий СС.

При представление событий в первую очередь выделяются действия, которые описываются глаголом. Определяются объекты, которые действуют и объекты, над которыми эти действия выполняются. Все связи понятий, событий и свойств в действиях, называют падежами или падежными отношениями.

Падеж

Падежное отношение, определяющее связь действий с:

Агент

С предметом являющимся инициатором действия

Объект

С предметом, подвергающимся действию

Источник

С размещением предмета перед действием

Приемник

С размещением предмета после действия

Время

С моментом выполнения действия

Место

С местом действия

Цель

С действием другого события

Пример:

Преподаватель КузГТУ остановил 20.04.05г. лекцию. Чтобы покурить сигарету.

Получение вывода с помощью СС.

При формирование вопроса к базе знаний выполняется следующее:

1)Строится СС отражающая структуру запроса.

2)Вывод обеспечивается за счет  сопоставления общей сети и сети запроса.

Пример:

CC запроса: Кто руководит Сидоровым?

Вопрос №11.

Продукционные модели - это модели, в которых знаний представляются с помощью правил следующего вида: “ если - то ”.

Такие модели дают возможность:

1)Применения простого и точного механизма использования правил.

2)Представлять правила, с высокой однородностью используя единый синтаксис.

Программные системы, которые оперируют с такими правилами, называют продукционными системами.

Пост (Пост разработчика)

, где t1,…,tn – посылки,  t – заключение.

Системы продукции состоят из 3 элементов:

1)Набор правил, база правил.

2)Рабочая память, динамическая база данных. В ней хранятся предпосылки и результаты вывода.

3)Механизм вывода. Он использует правила в соответствии с содержимым рабочей памяти.

Выводы в продукционной системе могут быть 2 видов:

1)Прямой вывод (прямая цепочка рассуждений), заключается в многократном последовательном применение правил и помещении дополнительных  данных в рабочую память.

2)Обратный вывод (обратная цепочка рассуждений), решения принимаются на основании фактов и возможности применения того или иного правила.

Вопрос №12.

Выводы в продукционной системе могут быть 2 видов:

1)Прямой вывод (прямая цепочка рассуждений), заключается в многократном последовательном применение правил и помещении дополнительных  данных в рабочую память.

2)Обратный вывод (обратная цепочка рассуждений), решения принимаются на основании фактов и возможности применения того или иного правила.

Пример:

Механизм функционирования системы продукции.

Схема логического вывода: (прямой вывод)

1)Анализ 1 правила.

Условная часть правила ложная (нет Дорога - кривая”)

2)Анализ 2 правила.

Условная часть 2 правила истина, т.к. образец “Место отдыха - горы” имеется, поэтому заключительная часть правила №2 записывается в рабочую память.

3)После просмотра всех правил происходит повторное их применение. После повторного анализа №1 его заключительная часть заносится в рабочую память. В дальнейшем правило №1 из согласования исключается.

Обратный вывод в системе продукций:

1)Определяется правило, в котором содержится целевой факт.

2)Исследуется возможность применения правила №1 для подтверждения исходного факта. Для достижения цели нужно подтвердить факт Дорога - кривая”.

3) Образец Дорога - кривая” принимается за новую цель и ищется правило подтверждающее эту цель.

Вопрос №13.

Фрейм – это структура для описания понятия или ситуация состоящая их характеристик ситуаций и их значений.

Фрейм можно рассматривать как фрагмент для описания понятий мо всеми его свойствами.

Пример фрейма: “Финансовый отчет”.

Однако каждый узел во фрейме имеет следующий вид:

Слот – это атрибут, связанный с узлом в системе

Имя слота – это тип атрибута.

Значение слота – это экземпляр или другой фрейм.

Со слотами могут связываться отдельные процедуры:

1)”Если - добавлено”.

Применяется когда новая информация, помещается в слот.

2) ”Если - удалено”.

Используется при удалении информации из слота.

3) ”Если - нужно”.

Используется при запросе информации из слота, а он пуст.

Фреймовые системы и их функционирование.

Пусть в систему поступил запрос, мне нужен финансовый отчет о выполнении проекта по новой технологии. В качестве значений слотов могут быть: