Режим реактивной мощности при работе линии без перепада и с перепадом напряжений. Схемы электропередач переменного тока. Возможности электропередач постоянного тока и области их применения, страница 6

на основе которых находится

где k1, k2, …, kn ‑ корни уравнения Z(p) = 0.

Вещественные или комплексные числа могут быть при известных условиях положительными или иметь положительные вещественные части. В таких случаях свободные токи будут самопроизвольно нарастать.

Таким образом, применение компенсации индуктивного сопротивления синхронного компенсатора связано с опасностью самовозбуждения, означающего появление в цепи компенсатора самопроизвольно нарастающих токов и напряжений, которые создают в статоре магнитное поле, вращающееся синхронно или с некоторым скольжением относительно ротора. В первом случае будет синхронное, а во втором ‑ асинхронное возбуждение.

Благодаря регуляторам возбуждения, действующим по отклонениям напряжения или тока синхронного компенсатора, устраняется синхронное самовозбуждение, но остается опасность асинхронного.

Применение синхронных компенсаторов без демпферных обмоток по условиям самовозбуждения допускает полную компенсацию переходного сопротивления, однако недопустимо вследствие возможности самораскачивания и перенапряжений в электропередаче при несимметричных коротких замыканиях. Самовозбуждение синхронных компенсаторов с демпферными обмотками может быть устранено включением последовательно с конденсаторами активных сопротивлений. Кроме того, возможны специальные конструкции демпферных обмоток, при которых отсутствует самовозбуждение.

Экономическая эффективность схемы с промежуточными синхронными компенсаторами зависит от конкретных условий и может быть выяснена в полной мере только в процессе проектирования определенной электропередачи. Однако на основе анализа данных проектирования системы электропередачи Волгоград – Москва и некоторых особенностей общего характера можно получить все же представление об экономической эффективности промежуточных синхронных компенсаторов. Для схемы электропередачи Волгоград – Москва дальностью 1000 км с пропускной способностью 1100 МВт были разработаны варианты с последовательной конденсаторной компенсацией, с промежуточными синхронными компенсаторами и смешанный вариант, рассчитанный на применение этих двух мероприятий одновременно. Во всех трех вариантах суммарная мощность компенсирующих устройств (статических конденсаторов и синхронных компенсаторов) получилась примерно одинаковой. Примерно одинаковыми поучаются и стоимости электропередач.

Аналогичный результат дало исследованиеэлектропередач длиной 1500‑2000 км. Уменьшение мощности последовательной конденсаторной компенсации может быть возмещено соответствующим увеличением мощности промежуточных синхронных компенсаторов. Введение последних дает возможность уменьшить мощность шунтирующих реакторов, но требует установки силовых трансформаторов. В результате суммарные мощности и стоимости при взаимной замене последовательной компенсации и синхронных компенсаторов сохраняются примерно на одном уровне. Число выключателей на номинальное напряжение линии при введении синхронных компенсаторов увеличивается. Так, согласно техническому проекту электропередачи Волгоград – Москва, в варианте с промежуточными синхронными компенсаторами на 7 выключателей 500 кВ больше, чем в варианте с последовательной компенсацией.

В случае необходимости устройства по трассе линии промежуточных подстанций для электроснабжения прилегающих районов эти подстанции могут быть использованы для подключения промежуточных синхронных компенсаторов. Тогда некоторая часть стоимости подстанций может быть отнесена к расходам по электроснабжению прилегающих районов и не включаться в стоимость электропередачи.

Вместо синхронных компенсаторов в схеме с промежуточными опорными пунктами могут быть использованы регулируемые статические устройства поперечной компенсации.

7.9. Общая характеристика электропередач и вставок постоянного тока

Создатель первой трехфазной системы передачи в 1891 году М.О. Доливо‑Добровольский предсказал, что для транспорта энергии электрическим током на большие расстояния будет применяться постоянный ток. Такое мнение было высказано в связи с трудностью решения проблемы устойчивости синхронных машин и ростом емкостных токов и индуктивностей линий передачи с увеличением дальности.