Тиристорный выпрямитель – двигатель постоянного тока (Лабораторная работа № 12), страница 3

   Лабораторная установка представляет отдельно вынесенные силовой трехфазный трансформатор и блок вращающихся машин (система “двигатель-генератор-тахогенератор”, механически связанные между собой ), а также лабораторный стенд, на передней панели которого вычерчена мнемосхема силовой цепи и установлены ее основные элементы: вентили анодной и катодной группы (соответственно : диоды V1,V3,V5 типа Д242Б и тиристоры V2,V4,V6 типа КУ202М), нулевой диод V7 с тумблером S1 , измерительные приборы и нагрузочный реостат генератора Rr (см.рис.12-1).

Для контроля режима работы двигателя и генератора предусмотрены амперметры и вольтметры. Измерение ЭДС тахогенератора производится высокоомным вольтметром, непосредственно градуированным в единицах чистоты вращения (обороты в минуту).

На передней панели стенда установлены также три платы системы управления тиристорами, указатель У и регулятор напряжения управления R1 , переключатель рода работ “управление ручное – автоматическое” S2, усилитель постоянного тока УПТ и регулятор эталонного напряжения  сравнения R2.

Питание всех блоков и узлов установки, а также синхронизация СУ осуществляется через силовой трансформатор от трехфазной сети переменного тока 220 В. Вспомогательные выпрямители и стабилизаторы для питания усилителя, системы управления и обмоток возбуждения смонтированы на задней панели стенда. В схеме предусмотрены блокировка питания СУ и УПТ при аварийных режимах (снижение или отсутствие напряжения на обмотках возбуждения) с помощью реле напряжения, с выходом на сигнальную лампу.

Для наблюдения формы кривых напряжения и тока с помощью осциллографа в различных контрольных точках схемы установлены гнезда.

Порядок выполнения работы

1.Перед включением напряжения привести схему в исходное состояние: рукоятки регуляторов напряжения R1 и R2 и нагрузочного реостата Rr повернуть влево против часовой стрелки до упора, переключатель S2 поставить в лево положение “упр.ручное.” (см.рис.12-1).

 Получить разрешение преподавателя на включение схемы и осциллографа.

2.Медленно вращая регулятором R1 , добиться устойчивой работы двигателя на возможно низшей частоте вращения в диапазоне (100…200) об/мин, без заметных колебаний скорости и тока.

Откалибровать осциллограф и  посмотреть форму выпрямленного напряжения на двигателе. Включить нулевой диод и убедиться в улучшении формы питающего напряжения в следствии снижения отрицательных выбросов.

3.Подключая последовательно входные клеммы осциллографа к контрольным точкам, просмотреть и зарисовать форму синхронизированного и пилообразного напряжения в одном канале системы управления .

Убедиться в том, что при увеличении напряжения управления Uупр верхушки “пилы” срезаются, что соответствует снижению угла регулирования .

Подключить осциллограф на зажимы двигателя и просмотреть форму выпрямленного напряжения во всем диапазоне изменения частоты вращения, от минимума до максимума.

Определить диапазон регулирования  .

4.Изменяя сопротивление нагрузочного реостата Rr от х.х до максимума, снять семейство внешних характеристик управляемого выпрямителя  и скоростных характеристик электропривода  для трех фиксированных значений угла регулирования , соответствующих частотам вращения холостого хода 4000,3000,2000 об/мин.Показания приборов записывать для каждого интервала снижения на 200 об/мин.

Данные эксперимента занести в таблицу 12-1.  

                                                                                         Таблица 12-1

Угол регулирования

n, об/мин

, А

, В

Примечание

        30 

4000

…….

       70

3000

…….

       120

2000

…….