Территория и другие пространства. Понятие и виды территории в международном праве, страница 4

6. Приобретение территории в силу судебного решения - решение суда является основанием титула, однако само по себе оно не есть акт распоряжения территорией. Как правило, суверенитет меняется только с завладением территорией во исполнение судебного решения - в этом случае решение придает владению качество суверенитета.

Судебное решение имеет распорядительное действие в следующих случаях:

Ø - характер территории таков, что не требуется никаких физических действий для эффективного завладения;

Ø - обе тяжущиеся стороны осуществляют административные акты в отношении данной территории, решение лишь декларирует того, кто является законным владельцем;

Ø - проигравшая сторона должна продолжать владеть территорией с делегированными правами управления и юрисдикции;

Ø - выигравшая сторона уже владеет данной территорией;

Ø - решение касается лишь подробного фиксирования пограничной линии.

В широком смысле многие вопросы титула возникают в связи с пограничными спорами, но с принципиальной точки зрения эти вопросы отличны.

Могут иметь место передачи значительных по размеру территорий, в результате которых титул переходит к приобретателю, хотя при этом и не происходит точного установления границ. С другой стороны, точное установление пограничной линии может являться отлагательным условием в договоре цессии.

Определение границы производится в соответствии с особыми правилами (например, правило Тальвега - границей судоходной реки служит середина главного судоходного пути) - эти правила, скорее, презумпции и принципы справедливости, нежели императивные нормы.

Что касается практического аспекта вопроса о границах, то часто соглашение о точном прохождении пограничной линии сопровождается процедурой демаркации, то есть обозначения границы на местности посредством столбов, камней и проч. Для некоторых целей граница может быть юридически определенной, но не демаркированной. Границы, являющиеся границами де-факто, ввиду отсутствия демаркации или неразрешенного территориального спора могут считаться юридическим пределом суверенитета для целей гражданской или уголовной юрисдикции, законов о гражданстве, запрещения незаконного вторжения или применения оружия.

§ 3. Международные реки

Определение «международные» применительно к рекам означает общее наименование рек, которые географически и экономически связаны с территорией и интересами двух или более государств.

На практике, реки, соединяющие два или более государств, подпадают под территориальную юрисдикцию этих государств вплоть до medium filum aquae (линии наибольшей глубины судоходных рек). Правовой режим рек предусматривает права других прибрежных и неприбрежных государств  и ограничивает осуществление их территориальной юрисдикции; основывается на договоре.

Обычное право не применяет к судоходным рекам принцип свободы судоходства. Довольно малое число государств подписало Барселонскую конвенцию о режиме судоходных водных путей международного значения 1921г., которая предусматривала свободу судоходства в отношении между сторонами по судоходным водным путям. Как правило, подобный принцип устанавливается двусторонними договорами, касающимися лишь прибрежных государств. В редких случаях это относится и к неприбрежным странам - Белградская конвенция 1948 г., установившая договорный режим Дуная, сохранила за всеми государствами право судоходства, но право контроля резервировано за прибрежными государствами.

В 1966 г. Ассоциация международного права приняла «Правила Хельсинки» относительно использования вод международных рек. Ст. 2 определяет понятие международного речного бассейна - это географическая область, охватывающая два или более государства и определяемая границами распространения системы вод, включая поверхностные и подземные воды, впадающие в общий водоем.

Государство бассейна - это государство, территория которого включает часть международного речного бассейна. Каждое государство бассейна имеет право в пределах своей территории на разумную и справедливую долю использования вод бассейна. При этом государства обязаны учитывать ряд факторов, среди которых исключение ненужных потерь при использовании вод бассейна; возможность компенсации одного или более государств бассейна в качестве средства урегулирования коллизий между видами использования; удовлетворение нужд государства не должно причинять существенный вред другим государствам бассейна и т. д.

Каналы – гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства[8], как и реки, находятся под территориальным суверенитетом государства или государств, которые они разделяют или пересекают - в этом случае устанавливается договорный режим его использования. Являясь собственником канала, государство обязано обеспечить судоходство по нему, а другие государства, в свою очередь, - выполнять правила прибрежного государства, в том числе и касающиеся взимаемых сборов.

Наиболее известные соглашения об использовании каналов приняты в отношении Суэцкого канала (Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.) и Панамского канала (Договоры между США и Панамой о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г.).

Проливы соединяют пространства открытых морей либо территориальные моря прибрежных государств. В последнем случае для определения границы применяется правило медианы. В проливах, служащих для международного судоходства между частями открытых морей  существует право мирного прохода иностранных судов (за возможным исключением военных кораблей).

Контрольные вопросы

1.  Какие виды территорий существуют в международном праве?

2.  Каковы их пространственные пределы?

3.  Что такое территория с неопределенным статусом?

4.  Каковы причины неопределенного статуса территорий?

5.  Что такое правовой титул?

6.  Дайте понятие государственной территории и укажите ее составные части.



[1] Броунли Я. Международное право. - Т. 1. - М., 1977.

[2] Международное право / Под ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунова. - М., 1999.

[3] Там же.

[4] Броунли Я. Указ. соч.

[5] Броунли Я. Указ. соч.

[6] Броунли Я. Указ.соч.

[7] Там же.

[8] Международное право / Под ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунова. - М., 1999.