Правовой режим морских портов и рейдов регулируется нормами национального законодательства с учетом сложившейся мировой практики. Обычно прибрежное государство открывает для захода иностранных торговых судов некоторые торговые порты по своему усмотрению. В открытые порты должен быть обеспечен свободный доступ всех торговых судов независимо от флага и без какой-либо дискриминации. Государство может по своему усмотрению исключить любой порт из списка открытых, а также временно закрыть доступ во все свои порты по соображениям безопасности. Судно, терпящее бедствие, может зайти в любой порт прибрежного государства.
Правовой режим пребывания иностранных судов в порту, в смысле объема льгот и преимуществ, определяется двусторонними соглашениями, по которым может быть предоставлен причал, уменьшены сборы и проч. При отсутствии соглашений - порт используется на общих основаниях без какой-либо дискриминации.
По общему правилу иностранное торговое судно и все находящиеся на нем члены экипажа полностью подпадают под юрисдикцию прибрежного государства. Тем не менее существуют сложившиеся обыкновения, которые позволяют разграничить определенные ситуации:
1. Осуществление уголовной юрисдикции - член экипажа иностранного судна, совершивший деяние, являющееся преступлением по законодательству прибрежного государства, несет ответственность наравне с гражданами этого государства. Теоретически не имеет значения на судне или на берегу совершено преступление. В практике же сложился критерий, согласно которому, если деяние затрагивает лишь иностранное судно и его экипаж, не нарушен порядок и спокойствие в порту, а к местным властям не поступила просьба о помощи со стороны консула или капитана, то юрисдикция прибрежного государства не применяется.
2. Осуществление гражданской юрисдикции - хотя юрисдикция государства распространяется и на судно, и на имущество на борту, правила об аресте, задержании и исполнении судебного решения не применяются в силу принципа иммунитета государственной собственности. Как правило, государство не вмешивается и в гражданско-правовые споры между экипажем.
3. Трудовые конфликты - в тех случаях, когда спор возникает между членами команды и капитаном в отношении заработной платы или выполнения обязанностей на борту судна, на практике юрисдикцию прибрежного государства не применяют.
4. Осуществление административной юрисдикции - в отличие от уголовной или гражданской юрисдикции, из которых на основании двусторонних договоров возможны изъятия, применяется ко всем судам - государственным и частновладельческим - в полном объеме.
Недра и воздушное пространство, согласно общепризнанному правилу, принадлежат тому государству, которое обладает суверенитетом над поверхностью - cujus est solum est usque ad caelum et ad inferos («чья земля, тому принадлежат воздушное пространство и недра»). Государства исходят из заботы о национальной безопасности и неприкосновенности нейтральных государств, а потому в воздушном пространстве не допускается право мирного пролета, даже над территориальным морем.
Способы приобретения территории.
При рассмотрении способов приобретения территории необходимо остановиться на понятии правового титула. Термин «суверенитет» в целом обозначает компетенцию, принадлежащую государству в отношении его территории. Такая компетенция является следствием правового титула, который можно определить как правомерность притязаний на территориальное верховенство против других государств.
1. Договор уступки (цессии) территории - право владения территорией может быть предоставлено по соглашению сторон и если приобретатель вступает во владение территорией в соответствии с условиями договора, этот договор составляет правовую основу суверенитета.
Момент перехода территории может быть определен в договоре, но обычно это дата вступления договора в силу.
2. Иные формы распоряжения территорией по договору - правовой титул может существовать на основании одного лишь договора, когда по такому договору производится взаимное признание суверенитета в торжественной форме, уделяя внимание деталям. В отличие от этого способа цессия передает твердо установленный титул (например, в случае спорной пограничной линии договор, разрешающий проблему, создает правовой титул, поскольку до этого момента вопрос о нем не был решен[6]).
3. Волеизъявление в других формах - наличие волеизъявления в отношении передачи территории может быть доказано без заключения какого-либо формального соглашения. Например, одна из сторон договора цессии не внесла соответствующие изменения в законодательство, и договор формально может оказаться недействительным в судах этого государства. Однако если передача территории состоялась и изменение суверенитета признано заинтересованными сторонами, вопрос о действительности договора не имеет значения.
4. Uti possidetis (juris) – «чем владеете, тем и владейте» - в районе Латинской Америки взаимное волеизъявление как способ распоряжения территорией в свое время обрел косвенную форму. В своей практике государства-преемники Испании согласились применять в отношениях друг с другом, а позднее и в своих спорах с Бразилией, следующий принцип разрешения пограничных споров: «После того, как перестала существовать общая суверенная власть, потребовалось достигнуть согласия относительно общего принципа демаркации, поскольку все стремились избежать обращения к силе. Был принят соответствующий колониальному периоду принцип uti possidetis, то есть принцип, предусматривающий сохранение демаркации, существовавшей при колониальном режиме, применительно к каждой единице, ставшей государством»[7].
Во многих случаях применение этого принципа не дает вполне удовлетворительных результатов, но он получил применение при разрешении вопросов о границах в Азии и Африке.
5. Отказ от территории - случается, что государства отказываются от своего титула в отношении территории при обстоятельствах, когда эта территория не становится terra nullius. Здесь отсутствует элемент взаимности и нет договора о передаче территории (как при цессии). Отказ от территории может служить признанием того, что титул принадлежит теперь другому государству; либо признанием или соглашением о предоставлении права распоряжения территорией другому государству или группе государств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.