Составление математической модели полета неуправляемого летательного аппарата. Расчет дальности полета НЛА по параболической теории, страница 2

В усовершенствованном методе Эйлера – Коши в первом приближении полагается

, а во втором

Погрешность метода Эйлера определяется остаточным членом ряда Тейлора , . Для обеспечения сходимости шаг h следует выбирать достаточно малым. Для метода Эйлера – Коши погрешность имеет порядок .

Активный участок траектории ЛА

 Расчет траекторных параметров на активном участке полета ЛА произведен с помощью программы eiler по математической модели приведенной в пункте 2.1. Решение системы дифференциальных уравнений производилось по методу Эйлера. Программа eiler  рассчитывает движение ЛА по направляющим без учета изменения массы ЛА, активный и пассивный участки траектории. При начале расчета активного участка траектории после схода с направляющих происходит скачкообразное изменение массы ЛА на величину израсходованного топлива за время схода с направляющих. Исходными данными для расчета являются исходные данные, приведенные в таблице 2.1. Так же в исходных данных задается шаг интегрирования, что позволяет варьировать точностью расчета в зависимости от задач расчета, оценочный расчет или уточненный.  

Проведем расчет одного шага интегрирования двумя способами: вручную и на ЭВМ с помощью программы eiler, для проверки правильности работы алгоритма расчета в программе eiler .

  Расчет вручную:

Начальными условиями для решения системы дифференциальных уравнений служат результаты расчета движения ЛА по направляющим, представленными в таблице 2.3.

1.  определение координат ЛА после схода с направляющих:

2.  определение координат ЛА с течением времени 0,001 сек:

3. плотность на данной высоте - у:

, где r0=1,23 кг/м3;  м

4. лобовое сопротивление при начальной (дульной) скорости:

5. определение   массы  ЛА  с  учетом   работы  ДУ  при  движении  по
направляющим:

 кг

      Н

6. Определение скорости полёта:

    

 7.  определение угла наклона траектории:

2.3 Расчет траектории реактивного снаряда по параболической теории.

Параболическая теория изучает движение тяжелой материальной точки в пустоте в однородном стационарном параллельном поле земного тяготения. Ее применяют для ориентировочного расчета траектории ЛА, имеющих большой вес и малую скорость полета, и для расчета траектории ЛА на больших высотах, где сила сопротивления ничтожно мала.

Основные формулы параболической теории:

1.

2.

3.

4.

Здесь  

 

Для вершины траектории (точка D) время вычисляется по формуле:

Поставляя  в формулы 3 и 4, получим:

Для точки Е (конец траектории) имеем . Тогда

откуда 

Точка Сявляется симметричной относительно точки А, следовательно высота .

Результаты расчетов представлены в сравнении с расчетами реальной траектории в таблице.

точка

Координата Х, м (прог./параб.теория)

Координата Y, м (прог./параб.теория)

А

691.94/

512.35 /

D

8987/

3140/

С

18313/

483.15/

Е

18005/

0/0

Графики.

График изменения высоты полета от времени

Описание: Graf_y_t.bmp

График изменения скорости полета в зависимости от времени на всем участке полета

Описание: IMG0074_28227296.PNG

График изменения угла тета на всем участке полета

Описание: Graf_Teta_t.bmp

График изменения траектории на всем участке полета

Описание: Graf_x_y.bmp

График траектории полета ракеты.

Описание: IMG0104_28227328.PNG

3. Исследование контура стабилизации угла крена беспилотного летательного аппарата.

3.1 Модель контура стабилизации угла крена в виде системы дифференциальных уравнений и структурной схемы.

  Рассмотрим систему стабилизации углового движения летательного аппарата относительно центра масс. Принимаем, что динамика системы стабилизации описывается линейными уравнениями в отклонениях относительно программного движения:

,

 ,                       

, (3.1.1)

где:  - угол крена;  - угловая скорость крена;  - угол отклонения рулей элеронов;  - заданное значение угла крена;  и  - передаточные числа контура стабилизации крена; , - динамические коэффициенты, определяемые формулами:

,

,

где  - момент инерции ЛА относительно оси Х, - аэродинамические коэффициенты.

Первое и второе уравнения – уравнения объекта регулирования, третье – уравнение системы управления. В уравнениях 1,2,3 (3.1.1) пренебрегают инерционностью рулевой машины и запаздыванием в рулевом тракте.

Передаточная функция ЛА, характеризующая передачу воздействия от входа до выхода , имеет вид:

,     (3.1.2)

где    - коэффициент усиления ЛА,  - постоянная времени ЛА, характеризующая быстроту протекания переходного процесса. Численные значения коэффициентов приведены в таблице 3.1.1.

Таблица 3.1.1:

-3

22

0.8

1,2

Структурная схема контура стабилизации угла крена беспилотного ЛА представлена на рис. 3.1.1.

Рис. 3.1.1. Структурная схема контура стабилизации угла крена беспилотного ЛА.

3.2 Исследование характеристик инерционного и колебательного звеньев аналитически и моделированием (определение весовой и переходной функции, частотных характеристик).

Определение частотных характеристик инерционного и колебательного звеньев.

А. Инерционное звено.

Передаточная функция инерционного звена в теории автоматического управления записывается в виде:

, где .

Для определения частотной характеристики звена подставим  . Тогда получим:

;

;

;

.

Отсюда находим амплитудную и фазовую частотные характеристики:

;

,

и его логарифмическую амплитудную частотную характеристики:

;

.

 -частота сопряжения.

В. Колебательное звено.

Передаточная функция этого звена в теории автоматического управления записывается в виде:     , где

- постоянная времени колебательного звена; - коэффициент демпфирования.

Для определения частотной характеристики звена запишем

;

;

;

Отсюда находим амплитудную и фазовую частотные характеристики звена:

;

;

и логарифмическую амплитудную характеристику:

.

ЛАХ и асимптотическая ЛАХ  инерционного и колебательного звеньев представлены на рис. 3.2.2: