Системы со стволами жесткости. Несущие конструкции в виде балок-стенок: системы с чередованием и шахматным расположением ферм. Взаимодействие системы стен-диафрагм с каркасом при наличии горизонтальных поясов жесткости, страница 7

Взаимодействие каркаса и стены-диафрагмы (рис. IV. 17, в) проявляется в наложении раздельных форм прогиба и приводит к S-образной кривой деформирования. Поскольку характеристики прогиба стены-диафрагмы и рамы различны, стена-диафрагма отталкивается рамой в верхней части здания и притягивается к ней в нижней части. Поэтому горизонтальная сдвигающая нагрузка от ветра воспринимается в основном рамой в верхней части здания и стеной-диафрагмой внизу. Взаимодействие двух систем несущих конструкций рассмотрено в задании VI,7.

КОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ С БЕЗБАЛОЧНЫМИ ПЛИТАМИ ПЕРЕКРЫТИЙ

Система безбалочных перекрытий состоит из сплошных или многослойных железобетонных плит, непосредственно опирающихся на колонны, что исключает необходимость применения несущих конструкций каркаса для перекрытий (ригелей). Это приводит к наименьшей высоте перекрытия, т. е. к схеме, обладающей бесспорными


экономическими преимуществами. В связи с концентрацией напряжений сдвига вокруг колонн часто применяются надкапительные плиты или капители колонн. Перекрытия без надкапительных плит часто называются плоскими перекрытиями. Эта система может быть хорошо приспособлена к нерегулярной сетке колонн.

К некоторым недостаткам систем с плоскими плитами относятся:

нерациональность использования при больших постоянных нагрузках;

возможность появления больших прогибов плит из-за малых отношений высоты перекрытия к пролету;

возможность использования при сравнительно небольших пролетах (4,5—7,6 м или до 10,5 м при последующем натяжении арматуры) ограничивает область их применения зданиями с частым расположением перегородок в плане, например жилыми домами.

В зависимости от отношения высоты здания к его ширине системы плоских перекрытий могут иметь в качестве несущих конструкций только колонны или дополнительно опираться на стены-диафрагмы, которые увеличивают горизонтальную жесткость здания.

Монолитность работы железобетонных конструкций проявляется в том, что здание воспринимает горизонтальные нагрузки как единое целое. Не следует думать, что горизонтальные нагрузки полностью воспринимаются более жестким стволом и стенами-диафрагмами, а плиты и колонны не оказывают влияния на прочность и жесткость конструкций здания.

Плоские плиты перекрытий, несмотря на относительную гибкость, обеспечивают прочность конструкций благодаря их неразрез-ности со стенами-диафрагмами и колоннами. Можно себе представить, что часть плиты работает как пологая балка, связанная с колоннами, и таким образом обеспечивает рамность работы конструкций.

Следовательно, поведение всей системы аналогично связанной системе ствола жесткости и рамы. Характер работы зданий с плоскими перекрытиями иллюстрируется на рис. IV. 17. Горизонтальные силы в верхней части воспринимаются в основном рамой, а в нижней части — стенами-диафрагмами или стволом жесткости.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ СТЕН-ДИАФРАГМ С КАРКАСОМ ПРИ НАЛИЧИИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ПОЯСОВ ЖЕСТКОСТИ

Связевой каркас (т. е. здание с каркасом и стенами-диафрагмами) становится неэффективным при высоте более 40 этажей, так как для устройства достаточно прочных и жестких связей необходим большой расход материалов. Эффективность конструкций может быть повышена примерно на 30% за счет использования горизонтальных решетчатых поясов, связывающих каркас со стволом жесткости. Пояса жестко соединяются с конструкциями ствола и шарнирно с наружными колоннами. При изгибе ствола жесткости


пояса работают как распорки, передающие осевые напряжения непосредственно колоннам по периметру здания. Эти колонны в свою очередь работают как стержни, препятствующие прогибу ствола. Таким образом, ствол полностью воспринимает горизонтальные сдвигающие силы, а горизонтальные пояса передают вертикальную сдвигающую нагрузку от ствола на каркасные конструкции наружных стен. При этом здание работает как единое целое по схеме, аналогичной схеме консольного стержня коробчатого сечения.