Пионеры и их детище
В 1947г. физики В.Шокли (сидит), Дж. Бардин (слева), У. Браттейн разработали точечный транзистор—первый полупроводниковый прибор (см. рис. справа). В 1956 все трое получили Нобелевскую премию по физике. (Бардин — единственный в мире физик—дважды Нобель – еще и в 1972 г.)
|
|
Другие первые полупроводниковые приборы и интегральные схемы приведены на рисунках ниже.
|
|
|
Ключевые вопросы
– почему планарный транзистор на левом рисунке имел форму капли?
– кто и когда сделал самую первую интегральную схему?
Ключевая задача темы «Равновесное состояние и концентрации подвижных зарядов в полупроводниках»
Предположим, что в некотором полупроводнике собственная концентрация равна 8 мкм-3. Не меняя температуры полупроводника, его залегировали донорной примесью с концентрацией 12 мкм-3, которая полностью ионизовалась, а затем полупроводник перешел в состояние термодинамического (теплового) равновесия. Спрашивается – чему в данном случае равна концентрация основных и неосновных носителей заряда?
Студент решил задачу следующим образом. В начальный момент (без легирования) n=p=ni=8. После введения донорной примеси, которая полностью ионизовалась, в зоне проводимости добавилось 12 электронов/мкм3, а в валентной зоне остались те же 8 дырок/мкм3. Таким образом, в примесном полупроводнике концентрация основных носителей составит 8+12=20электронов/мкм3, а неосновных – 8 дырок/мкм3.
Преподаватель предложил студенту записать основные
теоретические соотношения для нахождения концентраций носителей в
полупроводниках в состоянии равновесия и проверить их на данном числовом
примере. Студент быстро ответил: «Первое фундаментальное уравнение – это
уравнение электронейтральности. Т.е. сумма всех положительных зарядов должна
равняться сумме всех отрицательных зарядов в любой произвольно выбранной точке
полупроводника. Из отрицательных зарядов у нас есть только подвижный заряд
электронов. Их ровно 20 шт. на 1 мкм3. Считаем положительный заряд.
Он состоит из подвижного заряда дырок. Их 8 шт. И неподвижного заряда ионизированных
доноров. По условию их 12шт. Очевидно, что уравнение электронейтральности
выполняется. Вторым фундаментальным уравнением является уравнение закона
сохранения масс. Т.е. в состоянии равновесия в любой момент времени
произведение концентраций основных и неосновных носителей должно быть равно
квадрату собственной концентрации. Произведение подвижных носителей у нас
20*8=160, а квадрат собственной концентрации равен 8*8=64. Но 64 не равно 160!
Что-то здесь не так…». Студент задумался.
В чем же дело и правильно ли была решена исходная задача?
Ключевая задача
темы «Электростатические поля в полупроводниках»
Студент на экзамене
отвечает на вопрос – “Встроенное поле в полупроводниках”. Подробно объяснив
физические механизмы, лежащие в основе явления, студент выписывает формулы для
напряженности поля: для полупроводника n-типа
и
для полупроводника p-типа,
где
и
-
концентрационные профили легирования. Посмотрев на выписанные формулы,
преподаватель анализирует их с помощью уточняющих вопросов к студенту: “Если
концентрация легирующей примеси будет монотонно убывать, например, линейно, и
при этом стремиться к нулю, тогда получается, что поле будет стремительно
увеличиваться к бесконечности и в собственном полупроводнике должны возникать
поля, приводящие к его разрушению вследствие электрического пробоя. Так ли
это?” Студент задумался. Помогите ему ответить на заданный вопрос.
Ключевая задача
темы «Компоненты тока в полупроводниках»
Студент на экзамене
отвечает на вопрос – «Диффузионная компонента электрического тока в
полупроводниках». Подробно раскрыв физическую сущность данного явления, студент
выписывает формулы для электронной и дырочной компонент плотностей тока: ;
и по своей инициативе
в завершении ответа разъясняет преподавателю, что знак минус в формуле для
связан с тем, что у дырок заряд –
положительный и диффузионный поток по закону Фика всегда направлен в
противоположную к градиенту сторону (плюс умножить на минус есть минус), а для
- знак положительный, т.к. заряд у
электронов – отрицательный (минус на минус есть плюс). Преподаватель, согласившись
с данным утверждением студента, резонно замечает, что примерно такая же
асимметрия в знаках должна выполняться и для формул у дрейфовой компоненты тока
-
;
. Почему
же там она не наблюдается? Студент задумался. В чем же здесь дело?
Ключевая задача темы «Собственная и примесная электропроводность в полупроводниках»
(неужели открытие?)
Тщательно изучив темы «собственные и примесные полупроводники» и «компоненты тока в полупроводниках» Студент замечает, что можно предложить совершенно новое теоретическое определение типа полупроводника: в экспериментальном образце измеряем электронную и дрейфовую компоненты тока; если компоненты равны — полупроводник собственного типа, если электронный ток больше дырочного — то полупроводник электронный, если наоборот — то дырочный. Ни в одном из рекомендованных лектором учебников нет такой классификационной схемы!! Неужели Студент стоит на пороге открытия?
Помогите ему разобраться в его рассуждениях.
Ключевая задача
темы «Процессы генерации-рекомбинации носителей заряда неравновесного полупроводника»
Студент на экзамене отвечает на вопрос о релаксации фотовозбужденных неосновных носителей в полупроводнике n-типа. Он записывает уравнение непрерывности с учетом однородности распределения концентраций неосновных носителей и потенциала в объеме полупроводника после выключения засветки, а так же общее решение получающегося простейшего однородного дифференциального уравнения первого порядка. Студент разъясняет преподавателю, что константа С, входящая в общее решение находится из начальных условий: в момент выключения засветки t=0 концентрация неравновесных носителей равняется G0×tp. В заключение ответа он поясняет, что при этом происходит переход от стационарного состояния полупроводника к равновесному. Преподаватель, согласившись с рассуждениями студента спрашивает — «А как изменится уравнение непрерывности, начальное условие и решение уравнения, если все происходит с точностью до наоборот — в начале полупроводник находится в равновесном состоянии, а в момент t=0 включают засветку?» Студент задумался. Помогите ему найти решение задачи.
Ключевая задача 1
для темы “Модели резисторов”
![]() |
Рисунок-Пленочный резистор трапециидальной формы
Предположим, что
форма тонкопленочного резистора (вид сверху) не прямоугольная, а
трапециидальная. Чему будет равно в этом случае сопротивление резистора
толщиной H? ( Удельное сопротивление r). Ответ:
Ключевая задача №2
для темы “Модели резисторов”
Как, зная коэффициент формы и RS для резистора
![]() |
, вычислить сопротивление резистора ?
Ключевая задача №3
для темы “Модели резисторов”
Вычислить коэффициент формы для резистора с внутренним контактом
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.