Диалогические технологии в обучении студентов технического вуза на материале преподавания социально-гуманитарных дисциплин, страница 3

6. Рефлексивно-активизирующие вопросы – направлены на установление фактов собственной жизнедеятельности, аналогичных тем, которые "описаны" в тексте. Данный тип вопросов подталкивает студента к рефлексии собственной деятельности, связанной с пониманием произведения искусства к философским размышлениям, к осмыслению своих состояний, переживаний, мыслей, к установлению связей "Я и текст".

7. Позиционно-ценностные вопросы – позволяют выявить ценностные ориентиры студента, его позицию по отношению к тексту, мировоззрению Автора, поступкам героев.

8. Практико-ориентирующие вопросы – выявляют возможности использования текста в иных условиях, в том числе и на других предметах; позволяют выстраивать альтернативные смысловые конструкции; помогают переводу текста с одного языка на другой.

9. Художественно (эстетико)-ориентирующие вопросы – позволяют выявить и осмыслить красоту текста с позиции логики, совершенства, драматургии, мастерства Автора и т. п.

10. Обобщающие вопросы – обеспечивают переход от единичного факта к общей закономерности, от развертывания ситуации к ее завершению.

Все вышеперечисленные вопросы могут быть "введены" в учебную деятельность различными способами: поставлены преподавателем перед прочтением текста, во время процедуры понимания или по прочтении текста; поставлены самим студентом в процессе процедуры "общения" с текстом.

Изложенное выше соответствует современным исследованиям по логике и методологии научного познания, где утверждается, что "понимание – это процедура реконструкции вопросов, на которые отвечает наличное знание". В этой связи "под значением вопроса следует понимать совокупность ответов, допускаемых этим вопросом".

Захочется ли студенту задать вопрос тексту, вступить с ним в диалог? Наши наблюдения позволяют утверждать, что это зависит от ряда причин: от характера воздействия самого произведения, от уровня культурной и диалогической подготовленности каждого конкретного обучаемого и т. п. Однако ведущая роль в организации внешнего и внутреннего диалога принадлежит преподавателю. Перед ним стоит комплексная задача: во-первых, избежать формализма в вопросно-ответных отношениях; во-вторых, перейти на духовный, личностно-значимый для участников ситуации уровень, выполняя при этом функции координатора, вдохновителя и помощника; в-третьих, обеспечить единство личностно-развивающего и научно-практического начал.

У преподавателей две профессии – предметика и педагогика и успех приходит только к тем, кто владеет обеими. И вообще, проблема высшего образования это не только и вероятно, не столько проблема студентов (их способностей, подготовленности, мотивации), сколько преподавательского корпуса. Мы должны постоянно думать об этом.

Библиографический список

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Худож. лит-ра, 1972. – 470 с.

2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. Н. М. Никольской. – М.: Совершенство, – 1997. – С. 187.