Диалогические технологии в обучении студентов технического вуза на материале преподавания социально-гуманитарных дисциплин, страница 2

Однако при этом не следует забывать о соблюдении определенного равновесия между личностно-развивающими и образовательными задачами. Поэтому наилучшим будет такой отбор, который позволит преподавателю постоянно соблюдать гармоничность в обучении и неуклонно следовать принципу единства личностно-смыслового и научно-образного.

Преподаватель должен обращать внимание на правильное соотношение отбираемых текстов, в педагогическую "копилку" необходимо вносить как произведения отечественных и зарубежных авторов, так и произведения, созданные преподавателем и студентами в процессе учебной деятельности. Разумный отбор материала обеспечит возможность для всестороннего личностного развития участников ситуации.

В контексте рассматриваемой проблемы выделим критерии отбора текстов для описываемых нами учебных ситуаций (ситуаций понимания). В соответствии с ними социально-научное произведение должно: 1) содержать в себе необходимый научный, психолого-педагогический, и ценностно-смысловой потенциал; 2) быть максимально диалогичным (возможен перевод текста из зрительной, звуковой или словесной формы в форму разнонаправленного и разноуровневого общения); 3) затрагивать жизненные проблемы студентов; 4) представляться в игровой и задачной формах; 5) соотноситься с личностно-развивающими и учебными задачами; 6) иметь конкретную и ясную структуру, а также небольшой объем; 7) соотноситься с возможностями студентов.

Выбор текста в значительной мере определяется тем, насколько хорошо подготовлен преподаватель к его преобразованию. Здесь уместно привести высказывание Д. Дьюи: "Задача учителя, как такового, заключается не в том, чтобы дать возможность владеть материалом, но в том, чтобы приспособить материал для питания мысли" [2].

Диалог – непременное условие понимания, поэтому понимающий подход к образованию означает постоянность, принципиальную незавершаемость диалога, обусловленную его смысловой природой. Диалог требует равноправия позиций общающихся, сотрудничества, внимания к говорящему, взаимного слушания, открытости. Нет более сложного искусства, чем умение вести диалог на равных. Задавать вопросы и отвечать на них – две составляющие этого искусства.

Диалектика "вопроса и ответа" (в плане внутреннего диалога) складывается из следующих фаз: а) постановки субъектом вопросов к тексту, автору, самому себе; б) формулировки ответов на эти вопросы.

Предлагаемая типология поможет выработать верную стратегию применения вопросов в педагогическом процессе высшей школы и колледжа.

1. Вступительные вопросы – создают положительный мотивационный "фон", стимулируют начало диалога.

2. Смысло-ориентирующие вопросы – направлены на распознание смысловых уровней текста и ориентацию в них.

3. Направляющие вопросы – придают диалогу нужную направленность, если происходит отклонение от намеченных ориентиров.

4. Смыслопоисковые вопросы – выявляют смысл тех или иных явлений, построение аналогии, причинно-следственных связей.

5. Смыслотворческие вопросы – дают возможность студенту творчески подходить к понимаемому произведению.