Разработка и внедрение балльно-рейтинговой (накопительной) системы учета учебных достижений студентов в учебный процесс НФИ КЕМГУ (на базе кафедры математики и математического моделирования), страница 2

В настоящем отчете о научно-исследовательской работе применяют следующие обозначения и сокращения:

БРС

Балльно-рейтинговая система

МиММ

Математика и математическое моделирование

ООП

Основная образовательная программа

СРС

Самостоятельная работа студентов

ОКР

Опытно-конструкторская работа

Введение

Актуальность данной ОКР обусловлена процессами модернизации российского высшего образования и реализацией поставленной на государственном уровне цели–интегрироваться в европейское образовательное пространство.  Присоединение России к Болонскому процессу потребовало обеспечения оптимального качества высшего образования, которое можно понимать как степень достижения студентами заданного уровня подготовленности. Необходимо разрабатывать и внедрять такие способы контроля и оценки деятельности студентов, которые позволили бы учитывать достижения во всех видах учебной деятельности, а также обеспечивать более высокий уровень дифференциации. Внедрение балльно-рейтинговой системы учета достижений студента в модульной технологии обучения дает возможность осуществления непрерывного мониторинга его работы в течение семестра и  более точного оценивания в зависимости от уровня приобретенных знаний и умений. Это позволяет управлять учебным процессом, вносить коррективы по устранению выявленных недостатков.

Внедрение  балльно-рейтинговой (накопительной) системы учета достижений студентов в учебный процесс позволит с большей степенью объективности оценить качество деятельности и студента и преподавателя.

Разработка нормативно-регламентирующей и учебно-методической                  документации

В процессе разработки нормативно-регламентирующей и учебно-методической документации были проведены три семинара-совещания рабочей группы.

На установочном семинаре-совещании рабочей группы проекта был обсужден опыт внедрения БРС в вузах России (СПБГУ, РУДН, ВГУЭС, МЭСИ, ВКГТУ, КазГУ, КузГПА). Разработан план работы по внедрению БРС на кафедре МиММ, включающий: коррекцию  рабочих программ дисциплин, участвующих в проекте («Дифференциальные уравнения», «Информатика и математика» (математика), «Проблемно-ориентированное программирование»); дополнение к ООП специальности «Прикладная математика и информатика»; разработку форм накопительной документации преподавателя; разработку проекта Положения кафедры МиММ о БРС оценки учебных достижений студентов. Распределены виды работ по проекту между членами рабочей группы.

На втором семинаре-совещании рабочей группы обсуждены и приняты: дополнения к рабочим программам дисциплин (пояснительные записки, модульные карты освоения дисциплин, графики организации СРС) (Приложение Б); формы накопительной ведомости текущего учета успеваемости студента по дисциплине (Приложение Г) и формы зачетно-экзаменационной ведомости (Приложение Д). Обсужден проект Положения кафедры МиММ о БРС оценки учебных достижений студентов.

Обучающий семинар «Подготовка рабочих программ для работы в БРС» проводился с участием преподавателей кафедры МиММ, планирующих внедрение БРС в учебный процесс. Преподавателям были предложены разработанные рабочей группой дополнения к рабочим программам, формы накопительной ведомости текущего учета успеваеемости студента по дисциплине и формы зачетно-экзаменационной ведомости. Было проведено консультирование по использованию форм накопительной документации преподавателя и внесению изменений в рабочие программы.

На итоговом семинаре-совещании рабочей группы были обсуждены текущие результаты внедрения БРС в учебный процесс, внесены коррективы в рабочие программы и в формы накопительной документации (Приложение Б, Приложение Г, Приложение Д), принят проект Положения кафедры МиММ о БРС оценки учебных достижений студентов (Приложение А).

Опытное внедрение балльно-рейтинговой системы на базе дисциплин кафедры Математики и математического моделирования

Опытное внедрение БРС на кафедре МиММ проводилось по дисциплинам «Дифференциальные уравнения» (ПМИ-07) и «Проблемно-ориентированное программирование» (ПМИ-041, ПМИ-042).

По данным дисциплинам были внесены дополнения к рабочим программам: пояснительные записки, в которых отражаются особенности изучения дисциплины с применением БРС; модульные карты освоения дисциплин, в которые включены все виды и формы деятельности студентов и их оценка в баллах, требования к выполнению семестровых контрольных мероприятий и критерии их балльной оценки; графики организации СРС.