Министерство образования Российской Федерации
Сибирский государственный индустриальный университет
С. А. Реглина
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебно-методические материалы
Новокузнецк
2001
Рецензенты:
Русский язык и культура речи: Учебно-методический материал /
Cост. С.А. Реглина; СибГИУ. – Новокузнецк, 2001.- 35 с.
Изложены материалы для практических занятий, контрольные работы, тематические планы по курсу «Русский язык и культура речи» и список рекомендуемой литературы .
Предназначено для студентов всех специальностей СибГИУ.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр
Введение …………….………….………………….……………………… 4
1 Цель и задачи курса “Русский язык и культура речи” ……………… 5
2 Тематически план курса “Русский язык и культура речи” ………… 6
2.1 Для студентов всех специальностей ………………………………. 6
2.2 Для студентов специальности 350500 "Социальная работа"……… 7
3 Содержание лекционного курса ……………………………………… 8
4 Планы семинарских занятий ……………………………………… 10
5 Контрольные работы …………………………………………………. 13
6 Материалы для практических занятий ……………………………… 19
7 Вопросы к зачету ……………………………………………………… 31
8 Список литературы ……………………………………………………. 33
В системе гуманизации и гуманитаризации высшего образования курс "Русский язык и культура речи", направленный на совершенствование навыков речевого общения, должен играть существенную роль в формировании коммуникативных умений и навыков студентов. Нет необходимости доказывать значимость общей культуры человека: в последнее время по различным каналам СМИ говорят о всестороннем развитии личности, получающих высшее профессиональное образование, независимо от профиля вуза. В связи с этим была создана программа курса «Русский язык и культура речи» для студентов всех специальностей очной формы обучения. Еще большее значение имеет этот курс для специалистов, работающих в "областях повышенной речевой ответственности" (педагогика, юриспруденция, медицина, различные социальные профессии и т.п.). Неотъемлемым элементом подготовки студентов этих специальностей является практика профессионального речевого мастерства. Учитывая вышеизложенное, необходимо было разработать отдельную программу для студентов специальности «Социальная работа», куда бы было включено знакомство как с общими сведениями об общении, речи, этике, так и с профессионально значимыми для специалистов по социальной работе речевыми жанрами, такими как беседа, личные письма, комплимент, совет и т.д.
В данной работе представлены обе программы, в которые включены тематические планы курса, содержание лекций, план практических занятий, основная и дополнительная литература, вопросы для самопроверки. Кроме того, для лучшего усвоения теоретических знаний студентам были предложены самостоятельные работы и разработан комплекс упражнений и практических занятий для студентов специальности «Социальная работа», которые могут использовать для тренировки студенты других специальностей.
Целью курса «Русский язык и культура речи» является желание помочь осознать речь как средство эффективного общения и основной инструмент профессиональной деятельности.
Задачами, реализующими цель, можно назвать следующее:
- способствовать усвоению основных понятий курса;
- познакомить с признаками функциональных стилей;
- представить основные виды речевой деятельности, способствовать улучшению навыков чтения, письма, говорения, слушания;
- выработать навыки правильной и искусной речи;
- познакомить с основными приемами речевого воздействия на слушателей;
- сформулировать умения анализа текстов различных жанров;
- научить создавать речевые жанры в устной и письменной формах речи.
Структура программы представляет собою введение, распределение часов по видам занятий, тематический план, содержание лекционного курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету, список рекомендуемой литературы.
Распределение часов по видам занятий
Специальность |
Лекции |
Практические занятия |
Всего Аудиторных |
«Социальная работа |
16 |
32 |
48 |
Все специальности очной формы Обучения |
16 |
- |
16 |
Форма контроля: зачет.
№ п/п |
Тема и содержание занятия |
Кол-во часов |
1 |
Русский язык и культура речи как особые дисциплины. Предмет, цель и задачи курса. История. Три аспекта изучения культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. |
2 |
2 |
Общение как основное средство коммуникации. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации: адресант, адресат, предмет речи, интенция, условия общения. Коммуникативная удача, коммуникативный промах. Виды общения: межличностное – групповое – массовое, вербальное – невербальное, личное – публичное, официальное - неофициальное |
2 |
3 |
Формы речи. Виды речи. Понятие устной и письменной формы речи, их сходство и отличие. Специфические черты устной речи. Виды речи: монолог, диалог, полилог. |
2 |
4 |
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Понятие речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и репродуктивные (слушание, чтение). |
2 |
5 |
Функциональные стили. Коммуникативные качества речи. Функциональные стили речи: специфические черты разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного стилей. Коммуникативные качества речи, нарушение коммуникативных качеств. Понятие языковой нормы. Речевые ошибки и недочеты. Стилистическая ошибка. |
2 |
6 |
Текст. Речевые жанры. Категории текста. Строение текста. Типы текста, Первичные и вторичные тексты. Речевые жанры. |
2 |
7-8 |
Речевые жанры научного стиля. Аннотация. Разновидности аннотаций. Конспект и реферат. Их виды. Способы переработки информации: переформулирование и сжатие. Рецензия как первично-вторичный текст. Структура рецензии. Виды рецензий: положительные, отрицательные, рецензии-споры. |
4 |
Итого: |
16 |
№№ п/п |
Тема |
Лекции |
Практические Занятия |
Всего Аудиторных |
1 |
Русский язык, культура речи как дисциплины |
2 |
- |
2 |
2 |
Речевое общение. Коммуникативная ситуация. Виды общения. |
2 |
- |
2 |
3 |
Вербальное и невербальное общение |
- |
2 |
2 |
4 |
Формы речи. Виды речевой деятельности |
2 |
- |
2 |
5 |
Функциональные стили. Коммуникативные качества речи |
2 |
- |
2 |
6 |
Стилистическая ошибка |
- |
2 |
2 |
7 |
Текст. Классификация текстов. Речевые жанры. |
2 |
- |
2 |
8 |
Речевые жанры научного стиля |
- |
2 |
2 |
9 |
Доклад |
- |
2 |
2 |
10 |
Аннотация, конспект, реферат |
- |
2 |
2 |
11-12 |
Рецензия |
2 |
2 |
4 |
13 |
Автобиография |
- |
2 |
2 |
14 |
Письма |
- |
2 |
2 |
15 |
Речевой этикет |
- |
2 |
2 |
16 |
Ораторское искусство |
2 |
- |
2 |
17 |
Беседа |
- |
2 |
2 |
18-19 |
Дискуссия |
2 |
2 |
4 |
20 |
Речь-представление |
- |
2 |
2 |
21 |
Речь-хвала (похвальная речь и комплимент) |
- |
2 |
2 |
22 |
Застольная речь. Тост. |
- |
2 |
2 |
23-24 |
Этикетные высказывания: просьба, приказ, совет, вежливый отказ, возражение, извинение |
- |
4 |
4 |
Итого: |
16 |
32 |
48 |
|
Тема: Культура речи и риторика как гуманитарные дисциплины
(2 часа).
Цель и задачи курса. Предмет изучения и содержание. История риторики: античность (Древняя Греция, Древний Рим), средневековье
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.