функционирования во время обучения в вузе долгое время не представлялось возможным.
В центре предлагаемого учебного пособия – проблема формирования умений правильного и эффективного использования в речевой практике средств русского языка у специалистов нефилологического профиля. При его создании автор руководствовался следующими задачами:
- изложить сведения нормативного характера, которые помогут студенту-нефилологу дифференцировать языковые единицы в зависимости от их соответствия /несоответствия нормам современного литературного языка с точки зрения произношения, орфографии и пунктуации, лексического значения слова и грамматической формы;
- помочь студентам разобраться в причинах отступления от норм русского литературного языка в реальной речевой практике;
- познакомить студента-нефилолога с закономерностями функционирования языковых единиц в устной и письменной, книжной и разговорной речи;
- сформировать у студента-нефилолога представление о выразительных возможностях русского языка, познакомить с основными средствами речевой выразительности;
- познакомить студентов с некоторыми приемами и методами устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях.
Ориентируясь на теоретические положения современных языковедческих и речеведческих наук, на традиционные подходы к формированию у студентов негуманитарных вузов коммуникативной компетентности, навыков использования средств русского языка при устном и письменном общении, к обучению их риторическому мастерству [Л.А.Введенская, Т.А.Ладыженская, М.Р. Львов, В.И.Максимов, А.К.Михальская, Л.Г.Павлова и др.], а также учитывая собственный опыт преподавания данной дисциплины в Сибирском государственном индустриальном университете, автор пособия сосредотачивает внимание на вопросах, которые, вызывая у студентов-нефилологов наибольшие затруднения, пока не получили должного рассмотрения в предлагаемых для изучения курса «Русский язык и культура речи» учебниках и учебных пособиях. С точки же зрения автора, незнание элементарных правил орфографии и пунктуации, употребление слов в речи без опоры на их лексическое значение, неправильное использование грамматических форм современного русского литературного языка, невыразительность, бедность речи и т.п. изначально лишают говорящего (пишущего) возможности с наибольшей степенью эффективности воздействовать на адресата и, более того, могут самым негативным образом отразиться на восприятии его как профессионала.
Именно поэтому в пособии предусмотрено пять разделов. В первом разделе, в таблицах, рассмотрены трудные случаи орфографии и пунктуации, столкновение с которыми в речевой практике представляется неизбежным, и, как показывает опыт, вызывает наибольшие затруднения. Разделы третий и четвертый посвящены использованию языковых единиц с точки зрения орфоэпических, акцентологических, грамматических норм, их вариативности, колебаниям и нарушениям в речи. И, наконец, во втором и пятом разделах рассматриваются лексические, фразеологические и другие выразительные возможности языковой системы, знание основных закономерностей использования
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.