Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
Министерство образования
Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
ЛАВЦЕВИЧ В.П.
Новокузнецк
2004
УДК 504.03 (075)
Л13
Л13 Лавцевич В.П. Инженерная экология: Учеб. пособие. СибГИУ. - Новокузнецк, 2004, 127 с.
Рассматриваются проблемы экологии, экономического и правового управления охраной окружающей среды, технические и технологические принципы реализации природоохранной деятельности.
Предназначено для студентов технических специальностей.
Рецензенты: Доктор технических наук, зав кафедрой “Естествознание и экология” НФИ КемГУ профессор В. В. Сенкус, доктор технических наук, зав. лабораторией ВостНИГРИ профессор Б. В. Шрепп .
ã ГОУ ПО «СибГИУ», 2004 ã Лавцевич В.П., 2004
Предисловие
Курс “Экология” - это общеобразовательная дисциплина. Сегодня она введёна в учебные планы практически всех вузовских специальностей. Тесно связанная с философией, биологией, геологией, социальными, техническими и другими разделами науки, системно объединяя их, экология становится фундаментальной основой миропонимания.
Экологическая грамотность - один из показателей высокой культуры человека и общества в целом, потому-то экологию изучают и дети дошкольного возраста, и школьники, и студенты вузов, и специалисты предприятий. Знать закономерности взаимодействия живой материи с окружающей природной средой, к каким результатам приводит это взаимодействие, что из этого получается, важно не только с позиций любознательности, но и с точки зрения выработки умения управлять природой, формирования системы действий для гармоничного развития человечества и природы.
Одна из задач дисциплины - научить студента мыслить экологическими категориями в той сфере его практической деятельности, к которой он готовится в вузе. Поэтому в учебное пособие внесены не только общетеоретические вопросы экологии, но и проблемы охраны природы, естественно вытекающие и определяемые из закономерностей взаимоотношений человека и природы. В процессе изучения курса студент выберет из книги тот материал, который необходим ему для освоения конкретной учебной программы.
Автор учебного пособия счёл необходимым внести в работу раздел об экологической ситуации в родном крае - в том уголке страны, где мы живём. Речь идёт о Кузбассе. Если эта добавка не представит интереса для студентов других регионов, то рекомендуем поискать самостоятельно аналогичный материал об экологии своего края. Это весьма полезно и поучительно.
Автор выражает благодарность уважаемым рецензентам за высказанные замечания и пожелания по учебному пособию, а также признательность Стрелковской О.М. и Филлиповой М.П. за их труд по подготовке работы к изданию.
Все замечания и предложения по учебному пособию читатель может направить по адресу: 654000, Новокузнецк, ул. Кирова, 42, СибГИУ, кафедра ОЭ и БЖД.
Почему люди в последние годы так обеспокоились состоянием окружающей природной среды? Разве в древние времена оскудение природы в ближайшей ойкумене не вызывало озабоченности у народов? Разве не истощались пастбища для домашних животных, не скудели охотничьи угодья? Разве всегда человек был сыт и доволен тем, что ему давала природа? Проблема отношения человека с окружающей природной средой не возникла вдруг. Она существовала всегда, ещё задолго до того как мы произнесли слово “экология”.
Человек живет природой, он - потребитель воздуха, воды, пищи, растительного, животного мира, пространства. И когда качество этих потребительских благ ухудшается, человек ищет новые природные ресурсы, пригодные для здоровой жизни. Но людей стало много, природы - “мало” и идти уже некуда в поисках земли обетованной, где бы можно было спастись от грязи. С планеты Земля ведь не спрыгнешь. И на доллары природу не купишь. Путь один - надо обустраивать своё планетарное жилище, чтобы и самим можно было довольно жить, и будущие поколения людей могли сносно существовать, не проклиная своих пращуров, растранжиривших природные ресурсы.
Вот почему человечество стало лихорадочно искать пути спасения от экологического кризиса. И тут оказалось, что проблема отношения живых потребителей и природной среды вовсе не нова. Ещё сто лет назад немецкий биолог Эрнст Геккель обобщил результаты исследований отношений между всеми видами живых существ и окружающей их органической и неорганической средой. Он-то и ввёл в научный оборот понятие экология. А русский учёный академик Вернадский В.И. пришёл к выводу, что взаимодействие живой и неживой материи - фундаментальный закон природы, который применим ко всем живым существам, в том числе и к человеку.
Но человек - особое животное: он не хочет обречённо ждать своего исчезновения с лица Земли под действием модифицированной им же среды обитания. Человек ищет пути противодействия экологическому кризису и, надо полагать, такой путь будет найден.
1.1 ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Слово “экология” ещё 20-30 лет назад было знакомо лишь узкому кругу специалистов. Сегодня же этот термин столь широко используется, что возникает опасность потери его изначального смысла. Экология - слово древнегреческого происхождения и означает дословно науку о доме (оikos - округа, дом; logos - наука, изучение).
Учёные, изучавшие взаимоотношение между живыми организмами, стали называть словом экология раздел биологии, предметом изучения которого стали закономерности взаимодействия между самими живыми организмами, а также между ними и неживой природной средой. Однако в современных условиях термином экология стали чаще всего обозначать науку, изучающую закономерности взаимоотношений человеческого общества с природной средой. Точнее этот раздел науки следует называть экологией человека. Для краткости же мы будем в дальнейшем использовать слово “экология”, имея ввиду экологию человека..
Всё чем живет человек он получает из окружающей природной среды, беря из неё энергию, вещество, информацию и тем самым изменяя её.
Взаимодействие человека и в целом человеческого общества с природной средой - объективная и неизбежная необходимость. Однако человек никогда не был безучастен к состоянию окружающей природной среды, не был только потребителем природных ресурсов. Его взаимоотношения с природой во многих случаях носил созидательный, природоохранный характер. Сначала это деятельность была стихийной, вызванной необходимостью сохранения пищевых ресурсов, а в нынешнюю индустриальную эпоху уже сформировалась новая сфера деятельности человеческого сообщества - деятельность, направленная на охрану природы.
Сегодня понятие охрана природы определяется как система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающее прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.
В функциональной структуре природоохранной деятельности можно выделить следующие составные части:
• рациональное природопользование;
• восстановление и воспроизводство природной среды;
• сохранение некоторых видов природных ресурсов;
• охрана окружающей среды;
• мониторинг антропогенных изменений биосферы;
• формирование экологического сознания людей.
Под рациональным природопользованием понимается такая деятельность общества, которая направлена на повышение эффективности использования природных ресурсов, приведение объёмов производства в соответствие с их наличием, рациональное рапределение производительных сил адекватно распределению природных ресурсов, утилизацию отходов производства.
Целью рационального природопользования является снижение удельного расхода ресурсов на производство единицы полезной продукции, уменьшение удельных отходов производства и, в конечном итоге, снижение или, по меньшей мере, стабилизация уровня затрат природных ресурсов на душу населения.
Успехи научно-технической революции, индустриализация хозяйственной деятельности дают возможность обществу воспроизводить некоторые природные ресурсы в естественных или искусственных условиях, заменять одни виды ресурсов другими. Весьма значительная часть техносферы, созданной человеком, выполняет репродуктивные функции: сельскохозяйственные культуры, животноводство, рекультивация земель и ландшафтов, лесоразведение, культивирование морепродуктов, генная инженерия и т.д. - всё это направлено на создание, воспроизводство и восстановление того, что израсходовано в процессе потребления и материального производства. В будущем эта сфера деятельности человеческого общества будет расширяться во всё больших масштабах.
Некоторые виды природных ресурсов и систем, незаменимых и невоспроизводимых, должны просто сохраняться в заповедных и прочих охраняемых зонах: ландшафты, видовое разнообразие растений и животных, уникальные геологические объекты.
Под охраной окружающей природной среды понимается совокупность административных, технических, правовых, экономических мер, направленных на создание оптимальных условий функционирования природных систем, в том числе человека.
Мониторинг биосферы - специальная система контроля и наблюдения за состоянием природной среды, выделения изменений антропогенного характера, оценки происходящих изменений в природе, прогноза изменений состояния природной среды в будущем.
Информация, поступающая от системы мониторинга, должна использоваться для принятия решений по управлению природной средой, регулированию её состояния, разработки и внедрения предельных норм загрязнений и допустимых уровней воздействий.
Задача формирования человека, разумно и бережно относящегося к природе, является одной из актуальнейших проблем . Надо, чтобы разумное отношение к природе стало убеждением, привычкой, потребностью для каждого человека.
Формирование такого человека складывается из двух взаимосвязанных сторон: экологического воспитания и образования. Экологический аспект нравственного воспитания нацелен на формирование ценностного отношения к природе, воспитание любви к природе, Родине, на пробуждение чувств тревоги и гражданской ответственности за её состояние.
В процессе природоохранного образования человек получает знания, развивает способность понимать и критически оценивать конкретные экологические ситуации, вырабатывать навыки практического решения проблем.
1.2 БИОЦЕНОЗ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Термин “биоценоз” [bio - жизнь+ koinos - общий ] одно из важнейших экологических понятий был введён немецким биологом К.Мёбиусом (1877г).
Под биоценозом (биотой) понимается сообщество взаимодействующих между собой живых организмов, находящихся на одном участке среды обитания.
Биоценоз вместе с относящимся к нему участку среды обитания образует экосистему (биогеоценоз). Экосистемы по составу образующих элементов и масштабам распространения
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.