процесса функционирования системы во времени, соблюдением таких же соотношений длительности операций как в системе оригинале. Имитируются элементарные явления, составляющие процесс, сохраняется их логическая структура, последовательность протекания во времени. В результате получается оценка характеристик системы.
o изучить методы аналитического и имитационного моделирования систем в приложении к решению конкретной задачи;
o сравнить эффективность использования (простота, точность, объем вычислений) имитационных и аналитических методов для расчета показателей эффективности СМО.
Для достижения цели поставлены следующие задачи. Для системы массового обслуживания необходимо выполнить следующее:
1. рассчитать вероятности состояний системы и характеристики эффективности СМО аналитически:
- определить тип системы массового обслуживания;
- построить размеченный граф состояний системы;
- выбрать расчетные формулы;
- рассчитать следующие показатели эффективности СМО:
· вероятность загрузки системы;
· вероятность отказа в обслуживании;
· вероятность простоя системы;
· вероятность нахождения в системе 1- ой заявки, 2 – х заявок, …, n – заявок;
· среднее время обработки одной заявки;
· среднее число занятых каналов;
· среднее время ожидания в очереди;
· среднее число требований в очереди;
· среднее число требований в системе;
· среднее время нахождения заявки в системе.
2. Рассчитать вероятности состояний системы и характеристики эффективности СМО имитационным методом:
- составить блок-схему алгоритма имитации работы СМО;
- написать программу имитации с использованием любого языка программирования, любых программных средств;
- рассчитать программно показатели эффективности СМО, приведенные в п. 1.
3. Сопоставить результаты, полученные на основе использования аналитического и имитационного моделирования. Сделать выводы.
4. Оценить эффективность реализованной в контрольной работе системы массового обслуживания. Сформулировать предложения по улучшению работы СМО.
Вариант 8. В переговорном пунктеустановлено три телефона. Поток посетителей, приходящих на переговорный пункт, простейший пуассоновский с интенсивностью λ =0,2 (человек в минуту). Время разговора посетителей по телефону составляет в среднем: =10 минут (закон распределения интервалов между событиями показательный). Если все телефоны переговорного пункта заняты и в очереди 2 человека, то вновь пришедший посетитель покидает переговорный пункт. При имитационном моделировании задайте время работы переговорного пункта равным 800 часам (100 рабочим дням).
Система является многоканальной с отказами и бесконечным потоком требований на входе – разомкнутая система.
Пусть S0, S1,…, Sn – совокупность возможных состояний системы. Для любого фиксированного момента времени условные вероятности состояния системы в будущем зависят только от состояния системы в настоящем и не зависят от того, когда и откуда система перешла в это состояние. Предполагается ординарность суммарного потока всех событий в системе, т.е. одновременно не могут произойти два и более событий. Время перехода заявки из очереди на канал обслуживания и момент его освобождения предполагается нулевым. Число состояний в системе равно: N + m + 1, где
N = 3 – число каналов обслуживания
m = 2 – количество мест в накопителе очереди
S0 – в системе нет ни одной заявки, простой
S1 – в системе одна заявка, работает один телефон, два свободно
S2 – в системе две заявки, работают два телефона, один свободен
S3 – три заявки, все телефоны заняты
S4 – все телефоны заняты, в очереди один человек
S5 – все телефоны заняты, в очереди два человека
Из системы уравнений Колмогорова выводятся конечные формулы для расчета вероятностей состояний системы:
, , ,
Интенсивность потока событий (среднее число событий, приходящееся на единицу времени – отношение единицы к среднему времени обслуживания)
= 1/7.80 = 0.128
P1 = 0.2562
P2 = 0.2562
P3 = 0.1708
P4 = 0.1139
P5 = 0.0759
Вероятность загрузки системы:
Вероятность отказа в обслуживании, при :
Относительная пропускная способность:
.
Абсолютная пропускная способность:
.
Среднее число требований в очереди:
Среднее время ожидания в очереди:
= 1.33
Среднее число занятых каналов:
0.2562+2*0.2562+3(0.1708+0.1139+0.0759)
= 1.85
Среднее число заявок в системе:
Среднее время пребывания требования в системе:
TTIME TABLE Q$QU,10,50,8
*****************************************
INITIAL X1,1
*****************************************
PHONE STORAGE 3
GENERATE (EXPONENTIAL(1,0,5))
TEST L Q$QU,2,LABEL1
TORDER TABLE Q$QU,0,2,5
QUEUE QU
ENTER PHONE
ADVANCE (EXPONENTIAL(1,0,10))
DEPART QU
TABULATE TTIME
TABULATE TORDER
LEAVE PHONE
SAVEVALUE 1+,1 ; TASK BEING PERFORMED IN THE SYSTEM
SAVEVALUE X1,QT$QU
;TRANSFER ,LABEL10
LABEL1 TERMINATE
*****************************************
GENERATE 48000
TERMINATE 1
START 1
*****************************************
GENERATE 1
TEST E Q$QU,0,LABEL2
SAVEVALUE PP0+,(1/48000)
LABEL2 TEST E Q$QU,1,LABEL3
SAVEVALUE PP1+,(1/48000)
LABEL3 TEST E Q$QU,2,LABEL4
SAVEVALUE PP2+,(1/48000)
LABEL4 TEST E Q$QU,3,LABEL5
SAVEVALUE PP3+,(1/48000)
LABEL5 TEST E Q$QU,4,LABEL6
SAVEVALUE PP4+,(1/48000)
LABEL6 TEST E Q$QU,5,LABEL7
SAVEVALUE PP5+,(1/48000)
LABEL7 TERMINATE
QUEUE MAX CONT. ENTRY ENTRY(0) AVE.CONT. AVE.TIME AVE.(-0) RETRY
QU 2 2 5718 0 1.203 10.099 10.099 0
STORAGE CAP. REM. MIN. MAX. ENTRIES AVL. AVE.C. UTIL. RETRY DELAY
PHONE 3 1 0 2 5718 1 1.203 0.401 0 0
TABLE MEAN STD.DEV. RANGE RETRY FREQUENCY CUM.%
TTIME 0.675 0.468 0
_ - 10.000 5716 100.00
TORDER 0.675 0.468 0
_ - 0.000 1858 32.51
0.000 - 2.000 3858 100.00
PP0 0 0.195
PP1 0 0.409
PP2 0 0.396
FEC XN PRI BDT ASSEM CURRENT NEXT PARAMETER VALUE
57474 0 48000.717 57474 5 6
57489 0 48001.000 57489 0 15
57487 0 48005.717 57487 0 1
57481 0 48016.232 57481 5 6
57490 0 96000.000 57490 0 13
При анализе систем массового обслуживания целесообразно работать с имитационными методами моделирования, поскольку это позволяет проводить эксперименты с несколькими наборами данных. Кроме того, использование имитационных методов моделирования является менее
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.