Электропривод и электрооборудование: Методические указания к лабораторным работам, страница 3

Результирующий магнитный поток ФО статора, складываясь из трех фазных потоков, не меняется по величине. Вместе с тем поток ФО вращается в пространстве с угловой частотой wо:

wо=2 p f / p , где f - частота питающего напряжения сети (50 Гц);

p - число пар полюсов.

Магнитный поток статора ФО при вращении пересекает витки ротора, наводя в них ЭДС, что приводит к появлению в обмотке ротора электрического тока. Этот вращающийся поток, взаимодействуя с током ротора (по правилу левой руки), создает вращающий момент. При этом скорость вращения ротора всегда будет меньше скорости вращающегося магнитного потока (поля). Степень отставания ротора относительно вращающегося магнитного поля статора характеризуется скольжением S:

S = wо - w / wо, где w - текущее значение угловой скорости ротора, с-1.

При пуске электродвигателя скольжение S = 1, так как угловая скорость ротора w = 0 и витки ротора пересекаются магнитным потоком статора с угловой скоростью wо. Это вызывает появление в обмотке ротора значительной ЭДС и, следовательно, большого тока в роторе и статоре. Пусковой ток асинхронного электродвигателя в 5...7 раз превышает номинальный, что приводит к перегреву обмоток при частых пусках.

Для уменьшения пускового тока может применяться, в частности, пуск переключением обмоток статора со звезды на треугольник. Тогда пусковой ток, протекающий через обмотки статора, первоначально меньше в  раза, так как при соединении обмоток в звезду к каждой фазе двигателя прикладывается напряжение сети, которое в  раза меньше линейного (при соединении в треугольник). Кроме того, при соединении фаз статора звездой ток в линии равен току фазы и он меньше, чем при соединении фаз статора в треугольник, в , то есть в общем пусковой ток уменьшается в 3 раза.

Конечно, такое снижение пускового тока весьма желательно, но при этом и пусковой момент уменьшается в 3 раза. Поэтому предварительно нужно определиться, будет ли достаточен при этом пусковой момент для трогания с места и разбега привода.

Программа выполнения работы

1. Ознакомиться с оборудованием и приборами, данные занести в табл. 1.1.

2. Проверить механическую часть электродвигателя, установив при этом следующее.

2.1. Отсутствие трещин в корпусе, в местах крепления двигателя, в муфте.

2.2. Состояние шпоночной канавки и шпонки, болтовых соединений.

2.3. Состояние подшипников путем проворачивания вала электродвигателя.

2.4. Наличие и состояние смазки в подшипниках.

2.5. Осевое перемещение вала в собранном электродвигателе.

Результаты проверки механической части занести в табл. 1.2.

Таблица 1.1

п/п

  Наименован.

приборов

 Тип

Заводской номер

Класс точности

 Пределы

   измерен.

Род тока

Система

1

2

3

4

5

6

7

8

Таблица 1.2

 п/п

  Этапы проверки электрической    машины

   Результаты проверки

  1

2

3

3. Определить и промаркировать выводы фаз статора.

Обмотки статора трехфазного асинхронного электродвигателя включаются в сеть по схемам звезды или треугольника в зависимости от расчетного напряжения обмоток и линейного напряжения сети. Для правильного соединения выводов фаз статора необходимо знать фактические или условные начала и концы выводов всех трех фаз.

Встречаются электродвигатели, у которых отсутствует маркировка проводов или есть необходимость в проверке имеющейся маркировки. В этом случае необходимо прежде всего определить распределение парных выводов по фазам, пользуясь контрольной лампой или мегометром. Определив распределение выводов по фазам, находят их начала и концы методом трансформации (начала обмоток маркируются С1, С2, С3, а концы - С4, С5, С6).