Убеждающее воздействие лектора: цели, структура, средства

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

УБЕЖДАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЛЕКТОРА: ЦЕЛИ, СТРУКТУРА, СРЕДСТВА

ЧАСТЬ 5

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ УБЕЖДЕНИЯ

1. Наглядность. Вспомним ленинскую характеристику процесса познания: путь к истине начинается с «живого созерцания».

Словесное описание, образы, созданные лектором, помогают донести его мысли до слушателей и убедить их.

Так, например, желая убедить слушателей в необходимости перехода сферы обслуживания на новые условия хозяйствования, лектор нарисовал две картины обслуживания в мастерских ремонта обуви: до и после перехода на хоздоговорные обязательства с предприятием. В первом случае на пути клиентов и сапожников возвышается кассир. Она бдительно следит за тем, чтобы клиент не высказал свою просьбу непосредственно сапожнику, а тот, не дай бог, не выполнил непредусмотренную правилами обслуживания работу и не заработал лишний рубль. Во втором случае посредника — кассира нет, а сапожник выполняет все заказы клиента. Предусмотренную договором сумму работник ателье сдает предприятию, остальная выручка на законном основании остается у него. Лектору не пришлось прибегать к аргументам о преимуществах хоздоговорной формы работы (учет личной заинтересованности работников мастерских, интересов населения и другие), приведенных картин оказалось достаточно.

Еще большую роль играют умело изготовленные диаграммы, таблицы, плакаты, диапозитивы. Так, тезис о необходимости действий в защиту окружающей среды хорошо подкрепит кривая роста загрязненности городов и т.п. Чтобы демонстрация наглядного пособия достигла цели, его содержание нужно сделать максимально выразительным.

2. Сравнение и сопоставление Фактов. Этот прием психологического воздействия на слушателей основан на «законе контраста» восприятий. По этому закону одновременные или последовательные ощущения противоположных качеств значительно усиливается. Следовательно, для лучшего восприятия аудиторией каких-то аргументов, целесообразно сравнить явление, о котором идет речь, с противоположным. Например, утверждая, что Закон об изменениях в Конституции СССР способствует дальнейшей демократизации советского общества, целесообразно по «контрасту» сравнить новые положения Конституции со старыми.

3. Ссылка на собственный опыт. Пользоваться этим приемом надо очень осторожно, лишь в том случае, если лектор уверен, что он сам или его свидетельства являются авторитетными. Лектор, делающий выводы об образе жизни в какой-то капиталистической стране на основании десятидневной туристической поездки, вряд ли будет выглядеть убедительно. Другое дело, если человек пожил в этой стране несколько месяцев, лет. Тогда можно говорить об убеждающей силе его выводов (конечно, при наличии у лектора авторитета в данной аудитории).

4. Можно воспользоваться примерами из жизни великих людей, легендарных деятелей нашей партии и государства, деятелей культуры, которые являются несомненным авторитетом для слушателей. В молодежной аудитории, наверное, большую роль сыграет рассказ о мужестве известного артиста цирка Александра Дикуля, который после тяжелейшей травмы, приведшей к полной неподвижности, смог не только подняться, но и вернуться на арену. Людям старшего возраста, помнящим триумф тяжелоатлета Юрия Власова, именно его пример, можно полагать, будет убедительным в разговоре о возможности преодоления своих болезней и слабостей.

Вышеназванные психологические приемы, безусловно, оказывают определенное убеждающее воздействие на слушателей.

Формальная логика, о которой шла речь, учит, как получить правильный вывод, основываясь на данных посылках. Но что брать за основу для получения выводов? На этот вопрос отвечает логика диалектическая, которая изучает принципы и закономерности формирования изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки. Диалектическая логика не дает, подобно логике формальной, строгих схем вывода новых знаний из старых, но она предлагает определенные принципы изучения явлений, руководствуясь которыми и соблюдая требования логики формальной, мы с необходимостью придем к правильным выводам.

Основные принципы диалектической логики четко изложены В.И.Лениным: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении»..., изменении... В-3-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что, нужно человеку. В-4-х диалектическая логика учит, что «;абстрактной» истины нет, истина всегда конкретна...» (Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина // Полн.собр.соч. - Т.42.. - С.-290)

Похожие материалы

Информация о работе