Убеждающее воздействие лектора: цели, структура, средства, страница 2

Следуя этим принципам, лектор должен проследить историю возникновения данного явления и найти причины его возникновения. Установив связь этого явления с другими, можно определять, закономерно это явление иди случайно. Наконец, рассмотрев все стороны данного явления, борьбу противоположных тенденций в нем, можно с учетом реальности предсказать направление его развития.

Такой анализ явления или проблемы при соблюдении требований логики и психологии делает убедительными и вывода лектора о значении этого явления, и постановку практических задач.

Современную аудиторию уже не удовлетворяет просто описание, к примеру, нового способа хозяйствования с призывами следовать ему. Если лектор ведет речь о бригадном хозрасчете, слушатели хотят знать, почему возникла идея перехода на бригадный хозрасчет, как связан такой переход с заработной платой, затратами времени, характером труда, отношениями людей внутри бригады, бригады с коллективом предприятия и т.д.; каковы теневые стороны перехода на бригадный хозрасчет, в чем преимущества, существуют ли на данном предприятии условия перехода на бригадный хозрасчет. Понятно, что если после освещения всех этих вопросов, лектор сделает вывод о необходимости перехода данного коллектива на бригадный хозрасчет, его слова будут иметь вес.

Примером умелого использования анализа проблема, логических аргументов и психологических средств для убеждения слушателей может служить выступление внештатного лектора ЦК ЛКСМБ А. Л. Киштымова. Лекция на тему «Неформальные молодежные объединения: история и современность» была прочитана для слушателей отделения этики и эстетики университета марксизма-ленинизма. Вначале лектор остановился на причинах появления неформальных молодежных объединений, связал их с состоянием экономики, идеологии, общественной жизни страны, деятельностью комсомола. Раскрыв само понятие неформальных молодежных объединений и дав их типологию, т. Киштымов рассмотрел различные стороны деятельности таких объединений, оговорил последствия, к которым она приведет. Лектор знает о неформальных молодежных объединениях не понаслышке: он часто бывает на их собраниях, присутствовал на республиканском совещании самодеятельных любительских молодежных объединений историко-культурной и краеведческой направленности и как член комиссии от ЦК ЛКСМБ, и по приглашению самих «неформалов».

Вывод лектора, принятый большинством слушателей, заключался в следующем: неформальные молодежные объединения не являются чем-то чуждым, «занесенным» в наше общество извне. Это та реальность, с которой мы должны считаться, принимая ее без страха и раздражения. Задача работников искусства — найти подход к «неформалам», ориентировать их на решение задач перестройки.

Заканчивая рассмотрение проблем убеждавшего воздействия, отметим, что в выступлениях, имеющих наибольшую убеждающую силу, убеждение в истинности тезиса сочетается с разубеждением в истинности тезисов оппонентов.

Доказательство и опровержение — такое построение убеждающего воздействия придает речи полемический характер, вовлекает слушателей в процесс постижения истины.

Ориентир деятельности лекторов и пропагандистов дан нашей партией: «Мы исходим из того, что социализм — это общество нарастающего многообразия в суждениях, взаимоотношениях, деятельности людей. У каждого человека свой социальный опыт, свой уровень знаний, образованности, свои особенности восприятий происходящего. Отсюда огромный диапазон мнений, убеждений, оценок, которые, естественно, требуют внимательного учета, сопоставления. Мы за разнообразие общественного мнения, богатство духовной жизни. Нам не надо бояться открыто ставить и решать трудные проблемы общественного развития, критиковать и спорить. В таких условиях как раз и рождается истина, формируются правильные решения. Социалистическая демократия должна всецело служить социализму, интересам людей труда» (Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. Доклад на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета PСФCP, посвященном 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции; в Кремлевском Дворце съездов, 2 ноября Т987 года. - М.: -Политиздат, I987. - 62 с.1.) Решение этой задачи и требует от нас овладения высоким искусством убеждать.