2. Силовой и кинематический расчет
2.1. Определение необходимой мощности электродвигателя
Np=,кВт
η-общий КПД привода
η = ηр* ηк* ηп2=0,98*0,97*0,992=0,93
ηр- КПД редуктора;
ηк- КПД клиноременной передачи;
ηп- КПД одной пары подшипников качения.
Np=5,8/0,93=6,23 кВт
Выбираем электродвигатель: АОП2-51-4
Мощность электродвигателя: Nдв=7,5 кВт
Частота вращения: nдв=1440 об/мин
2.2. Определение общего передаточного числа
привода и разбивка его по ступеням.
Общее передаточное число привода
Uo=
n3- частота вращения выходного вала редуктора
Uo=1440/300=4,8
Производим разбивку общего передаточного числа привода по ступеням
Uo=Up*Uкп
Up- передаточное число редуктора
Up=3, Uкп= Uo/Up=4,8/3=1,6
3. Расчет клиноременной передачи
Исходные данные:
Передаваемая мощность: N=6,23кВт
Частота вращения ведущего вала: n1=1440 об/мин
Передаточное число: Uкп=1,6
Угловая скорость: ω1= ωдв==3,14*1440/30=150,7рад/с
Номинальный вращающий момент:
М1=N/ω1=6,23*103/150,=41,3Н*м
Выбираем из таблицы ремень сечения А с площадью поперечного сечения F=81мм2.
Выбираем диаметр D1 ведущего шкива. В табл. указано минимальное значение Dmin=125мм. Однако для обеспечения большей долговечности ремня рекомендуется не ориентироваться на Dmin, а брать на 1-2 номера больше.
Принимаем D1=160 мм.
Частоты вращения и угловые скорости барабана и редуктора:
n2= n1/uкп=1440/1,6=900об/мин; ω2=ω1/uкп=150,7/1,6=94,2рад/с;
n3=n2/up=900/3=300об/мин; ω3=ω2/uр=94,2/3=31,4рад/с.
Находим диаметр D2 ведомого шкива, приняв относительное скольжение ε = 0,015:
D2 = uкп D1 (1 – ε)=1,6*160(1 – 0,015)=252,2 мм.
Ближайшее стандартное значение D2= 250 мм. Уточняем передаточное отношение uкп с учетом ε:
uкп===1,58.
Пересчитываем:
n2= n1/uкп=1440/1,58=911,4об/мин;
расхождение составляет:
∆n2==1,26%
(при допускаемом расхождении до 3%). Итак, принимаем D1 = 160 мм; D2 =250 мм.
Определяем межосевое расстояние а: его выбирают в интервале
amin=0,55(D1+D2)+h
amax=2(D1+D2).
В нашем случае
аmin= 0,55(160 + 250) +10,5 = 236 мм;
аmax= 2(160 + 250) = 820 мм.
Принимаем близкое к среднему значению
а = 500 мм.
Расчетная длина ремня определяется по формуле, как и в случае плоскоременной передачи:
Lp=2a + (D1 + D2) + =
=2*500 + 3,14/2(160+250) + ≈1650 мм.
Ближайшая по стандарту длина
L=1600 мм.
Вычисляем
Dcp=0,5(D2 + D1)= 0,5(250 + 160)=205 мм
и определяем новое значение а с учетом стандартной длинны L по формуле
а = 0,25[L – πDcp+]=
=0,25=476 мм.
При монтаже передачи необходимо обеспечить возможность уменьшения а на 0,01L для того, чтобы облегчить надевание ремней на шкив; для увеличения натяжения ремней необходимо предусмотреть возможность увеличения а на 0,025L; для рассматриваемого примера необходимые перемещения составят: в меньшую сторону 0,01*1600=16 мм, в большую сторону 0,025*1600=40 мм.
Угол обхвата меньшего шкива
α1= 180° - 60=180 – 60 =168°
Скорость
v= 0,5ω1D1=0,5*150,7*160*103=12 м/с.
По табл. 5.7 находим величину окружного усилия ро, передаваемого одним клиновым ремнем сечения А при uк=1, D1=160 мм; Lo=1600мм и v=12 м/с (интерполируя):
ро=214+=218,2 Н (на один ремень).
Допускаемое окружное усилие на один ремень
[р]= роСαСLCp .
Здесь
Сα=1-0,003(180 –α1)=1-0,003(180 – 168)=0,96.
Коэффициент, учитывающий влияние длинны ремня,
СL=0,3+0,7=1 (т.к. L=1600=L0)
Коэффициент режима работы Ср=1. Следовательно,
[р]=218,2*,96=209,5 Н.
Определяем окружное усилие:
Р=N/v = 6,23*103/12=519,2 Н.
Расчетное число ремней
z= P/[P]=519,2/209,5≈3.
Определяем усилия в ременной передаче, приняв напряжение от предварительного натяжения σо =1,6 Н/мм2:
предварительное натяжение каждой ветви ремня
S0=σ0F=1,6*81=129,6 H;
то же ведомой ветви
S1=S0+P/2z=129,6+519,2/2*3=216,2 Н;
усилие на валы
Q=2S0 z sinα1/2=2*129,6*3*sin 84°=773,3 Н.
4. Расчет редуктора
4.1. Расчет зубчатой пары
Исходные данные:
Передаваемая мощность: N=6,23 кВт
Частота вращения ведомого вала: n2=911,4 об/мин
Передаточное число редуктора: Up=3
Выбираем материал для изготовления зубчатых колес:
для шестерни – сталь 45, улучшение, твердость HB230;
для колеса – сталь 45, улучшение, твердость HB 200.
Допускаемые контактные напряжения
[σ]н=,
где σн lim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов. По табл. 3.2 для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее HB 350 и термообработкой (улучшением)
σн lim b=2HB + 70;
КHL– коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают КHL= 1; [n]=1,15.
Принимаем допускаемое напряжение по колесу
[σ]==408 Н/мм2.
Вращающий момент на валу шестерни
М2=М1Uкп=41,3*1,58 =65,3 Н*м = 65,3*103 Н*мм;
вращающий момент на валу колеса
М3=М2Up= 65,3*103*3=196*103 Н*мм.
Коэффициент нагрузки КНβ=1,15.
Принимаем коэффициент ширены венца по межосевому расстоянию ψba=b/a =0,4.
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев
аw=(u+1) =(3+1)=121 мм.
Ближайшее стандартное значение аw= 125мм.
Нормальный модуль зацепления
тn=(0,01 ÷ 0,02)аw=(0,01 ÷ 0,02)*125=1,25 ÷ 2,5;
принимаемmn= 2 мм.
Примем предварительный угол наклона зубьев β = 10° и определим числа зубьев шестерни и колеса:
z1===30,8;
принимаем z1=31, тогда z2= z1u=31*3=93.
Уточненное значение угла наклона зубьев
cosβ ===0,992;
β= 7°25.
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
d1===62,5 мм;
d2===187,5 мм;
Проверка: аw=d1 + d2/2=62,5 + 187,5/2=125 мм;
диаметры вершин зубьев:
da1= d1 + 2mn= 62,5+2*2=66,5 мм;
da2= d2 + 2mn=187,5+2*2 =191,5 мм;
ширина колеса b2= ψbaaw =0,4 * 125 =50 мм;
ширина шестерниb1 = b2 + 5= 50 + 5= 55 мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
ψbd=b1/d1=55/62,5= 0,88.
Окружная скорость колес и степень точности передачи
v= ==4,7 м/с.
При такой скорости колес следует принять 8-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки
КН= КНβКНαКНv.
Значения КНβ даны в табл. 3.5: КНβ= 1,03.
КНα ≈ 1,08; КНv= 1,0. Таким образом, КН= 1,03* 1,08* 1,0 = 1,11.
Проверка контактных напряжений по формуле:
σн= ==379 Н/мм2<[σ]н.
Силы, действующие в зацеплении:
окружная P===2089,6 H;
радиальная Pr= P=2089,6=767 Н;
осевая Pa=Ptgβ= 2089,6 tg7°25=266 Н.
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба:
σF=.
Здесь КF = KFβKFv; КFβ=1,08; KFv=1,3 KF=1,08*1,3=1,41.
YF – коэффициент прочности зуба по местным напряжениям, зависящий от эквивалентного числа зубьев zv:
у шестерниzv1==≈32;
у колеса zv2==≈95.
При этом YF1 = 3,78 и YF2 = 3,60.
Допускаемые напряжения
[σ]F=.
По таблице σ0F lim b=1,8.
Для шестерни σ0F lim b=1,8*230=415 Н/мм2;
Для колеса σ0F lim b=1,8*200=360 Н/мм2.
[n]F=[n]´F [n]´´F – коэффициенты запаса прочности, где [n]´F=1,75;
[n]´´F=1. Следовательно, [n]F=1,75.
Допускаемые напряжения:
для шестерни [σ]F1=415/1,75=237 Н/мм2,
для колеса [σ]F2=360/1,75=206 Н/мм2.
Находим отношения :
для шестерни 237/3,78 =62,7 Н/мм2;
для колеса 206/3,60 = 57,5 Н/мм2.
4.2 Расчет валов
Ведущий вал:
диаметр выходного конца при допускаемом напряжении [τ]к= 25 Н/мм2:
dв===23,7 мм.
Ведомый вал:
диаметр выходного конца вала при допускаемом напряжении [τ]к= 20 Н/мм2:
dв2==36,8 мм.
Принимаем ближайшее большее значение: dв1=25 мм; dв2=38 мм.
Диаметр вала под подшипниками принимаем dп1=30мм; dп2=45 мм, под зубчатым колесом dк2 = 50 мм.
Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.
4.3 Конструктивные размеры шестерни и колеса
Шестерню выполняют за одно целое с валом ее размеры: d1 = 62,5мм; dа1 = 66,5 мм; b1= 55 мм.
Колесо кованое, d2 = 187,5 мм; dа2 = 191,5 мм; b2 = 50 мм.
Диаметр ступицы dст = 1,6 dк2= 1,6*50 = 80 мм; длина ступицы lcm= (1,2÷1,5)dк2 = (1,2÷1,5)*50 = 60÷75 мм, принимаем lcm=70 мм.
Толщина обода δ0 = (2,5÷4) mn = (2,5÷4)*2 = 5÷8 мм, принимаем
δ0 = 8 мм.
Толщина диска С = 0,3 b2 = 0,3*50 = 15 мм.
4.4 Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенок корпуса и крышки:
δ = 0,025а + 1=0,025*125 + 1= 4,125 мм, принимаем δ= 5 мм;
δ1 = 0,02а + 1 = 0,02*125 + 1 = 3,5 мм, принимаем δ= 5 мм.
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:
верхний пояс корпуса и пояс крышки:
b =1,5 δ = 1,5*5 = 7,5 мм;
b1 =1,5 δ1 = 1,5*5 = 7,5 мм;
нижний пояс корпуса:
р = 2,35 δ = 2,35*5 = 11,75 мм, принимаем р = 12 мм.
Диаметры болтов:
фундаментных d1 = (0,03÷0,036)а + 12 = (0,03 ÷ 0,036) * 125 + 12 = 15,75÷16,5, принимаем болты с резьбой М18; крепящих крышку к корпусу у подшипников
d2 =(0,7÷0,75) d1 = (0,7÷0,75)*18 = 12,6 ÷ 13,5 мм,
принимаем болты с резьбой М14;
соединяющих крышку с корпусом:
d3 =(0,5÷0,6) d1 = (0,5÷0,6)*18 = 9 ÷ 10,8 мм,
принимаем болты с резьбой М12.
4.5 Проверка долговечности подшипника
Ведущий вал. Из предыдущих расчетов имеем Р =2089,6 Н, Рr = 767 Н, Ра = 266 Н; из первой компоновки l1 = 64 мм, l3 = 71,5 мм.
Нагрузка на вал от клиноременной передачи Q = 773,3 Н.
Составляющие этой нагрузки:
Rкх = Q= 773,3 Н, Rку = 0.
в плоскости xz Rx1 = = 613Н;
Rх2= = 2250Н;
Проверка: Rх1 + Rх2 – P– Rкх=613 + 2250 – 2089,6 – 773,3 = 0.
в плоскости yz Ry1 ==
=318,6 Н;
Ry2 == 448,4 Н
Проверка: Ry2 + Ry1 - Рr = 448,4+318,6 – 767 = 0.
Суммарные реакции:
Fr1 = R1 ==691 H;
Fr2 = R2 ==2294 H.
Выбираем подшипник по более нагруженной опоре 2. Намечаем радиальный шариковый подшипник 306: d= 30 мм; D= 72 мм; B=19 мм;C= 21,6 мм; Co = 14,8 мм.
Эквивалентная нагрузка:
Рэ =(ХVFr2 + YFa)КбКт = 1*2294 = 2294 Н, осевая нагрузка Fa = Pa = 266 H; V = 1(вращается внутренне кольцо); Кб = 1; Кт = 1;
отношение = 0,017, е = 0,2
отношение = 0,12 < е; Х = 1 и Y = 0.
Расчетная долговечность, млн. об.:
L = ≈ 835 млн. об.
Расчетная долговечность, ч,
Lh = = ≈ 15,3*103 ч.
Ведомый вал несет такиеже нагрузки, как и ведущий:
Р=2089,6 Н; Рr =767 Н, Ра =266 Н; из первой компоновки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.