2. РАСЧЁТ РАБОЧЕГО ЦИКЛА ДВИГАТЕЛЯ .
Расчёт рабочего цикла производится с целью определения основных показателей двигателя и размеров его цилиндра.
2.1. Параметры процесса газообмена .
Количество свежего заряда ,поступающего в цилиндры дизельного двигателя определяется по формуле :
![]()
,где Lo – теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива .Определяется по формуле :


![]()
Количество остаточных газов при α≥1 определяется по следующим формулам :


![]()
![]()
Общее количество остаточных газов определяется :

Температура и давление остаточных газов принимаю : Pr=0.16 МПа ,Tr=700 К .
Коэффициент остаточных газов определяется из уравнения :


Количество остаточных газов определяется :
![]()
Давление и температура рабочей смеси в конце процесса впуска определяется по следующим формулам :




2.2. Параметры процесса сжатия .
Давление и температура в конце процесса в конце процесса сжатия определяется по формулам :
![]()
![]()
,где n1 – средний показатель политропы сжатия , n1=1.37 .
![]()
![]()
Внутренняя энергия свежей смеси в конце процесса сжатия определяется по формуле :
![]()
,где tc – температура в конце процесса сжатия ,˚С ,определяется :
![]()
(m·Cv) –средняя мольная теплоёмкость свежего заряда при постоянном объёме и температуре tc ,кДж/кмоль град. ,определяется :

![]()
Внутренняя энергия остаточных газов в конце процесса сжатия определяется по формуле :
![]()
, где ( m·Cv´´) – средняя мольная теплоёмкость остаточных газов при постоянном объёме и температуре tc

Мольные компоненты отдельных газов подсчитываются по формулам :





![]()
Внутренняя энергия рабочей смеси в конце процесса сжатия определяется :


2.3. Расчёт процесса сгорания .
Теплота сгорания рабочей смеси определяется по формуле :

, где Hсм – низшая теплота сгорания топлива ,кДж/кг .Для дизельного топлива Hu=42500 кДж/кг .

Определяю химический коэффициент молекулярного изменения свежей смеси :

Определяю действительный коэффициент молекулярного изменения свежей смеси по формуле :

Для определения давления и температуры в конце процесса сгорания необходимо решить уравнения сгорания :
![]()
, где ξ – коэффициент использования теплоты , ξ=0.8 ;
tz – температура в конце процесса сгорания ,˚С ;
λ – степень повышения давления , λ=1.8 ;
( m·Cv´´) – средняя мольная теплоёмкость продуктов сгорания дизеля в конце процесса сгорания ,определяется :

Мольные теплоёмкости отдельных компонентов определяю по формулам :
![]()
![]()
![]()
![]()
Подставляю известные значения в уравнение сгорания :

Решив уравнение получаю : tz =2473 ˚C ,Tz =2200 K .
Максимальное давление сгорания определяется по формуле :
![]()
Степень предварительного расширения определяю по формуле :

2.4. Параметры процесса расширения .
Давление и температура в конце процесса расширения определяю из следующих формул :


,где δ – степень последующего расширения ,определяется :

n2 – средний показатель политропы расширения , n2=1.24 ;

![]()
2.5. Индикаторные показатели рабочего цикла .
Среднее индикаторное давление нескруглённой диаграммы определяется из выражения :

Среднее индикаторное давление действительного цикла :
![]()
Индикаторный КПД двигателя рассчитывается по следующей формуле :

,где Lo –теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания 1 кг топлива кг/кг топлива ,Lo=14.45 кг/кг топлива ;
ρо – плотность заряда на впуске ,кг/м³ , ρо=1.95 кг/м³;
ηv – коэффициент наполнения , ηv=0.9 ;

Индикаторный удельный расход топлива определяется по формуле :

2.6. Эффективные показатели двигателя .
Среднее давление механических потерь зависит от средней скорости поршня и конструктивных особенностей двигателя .Для четырёхтактных дизельных двигателей :
![]()
Среднее эффективное давление определяется по формуле :
![]()
Механический КПД определяется :

Эффективный КПД нахожу по формуле :
![]()
Эффективный удельный расход определяю по формуле :

2.7. Размеры цилиндра и рабочий объём двигателя .
Рабочий объём двигателя определяется из выражения :

,где τ – тактность двигателя , τ=4 ;

Рабочий объём одного цилиндра определяется :

Диаметр цилиндра определяется по формуле :

,где k=S/D=0.95 ;

Ход поршня :
![]()
Уточняю значение средней скорости поршня :

По окончательно принятым значениям D и S определяю уточнённые значения параметров и показателей двигателя :
Рабочий объём двигателя :

Рабочий объём одного цилиндра :

Эффективная мощность :

2.8. Индикаторная диаграмма двигателя .
Принимаю следующие масштабы построения индикаторной диаграммы :
Масштаб хода поршня - Ms=1мм в 1мм ;
Масштаб давления – Mp=0.05 МПа в 1 мм .


Максимальна высота диаграммы :

Ординаты характерных точек :




Построение политропы расширения и политропы сжатия :
Политропа сжатия :
Для политропы сжатия уравнение политропы имеет вид:
![]()
,откуда
![]()
,где Px ,Vx – давление и объём в исходной точке процесса сжатия ;
отношение Va/Vx изменяется в пределе (1-ε) .
Для политропы расширения получаю следующее уравнение :
![]()
,где Vb/Vx изменяется в пределах (1-ε ) .
Таким образом произвожу расчёт нескольких точек для промежуточных объёмов (положений поршня) ,расположенных между Vc и Va и мкжду Vr и Vb .
Скругление индикаторной диаграммы осуществляю из следующих соображений .Фазы газораспределения выбираю с учётом получения хорошей очистки цилиндров от остаточных газов ,чтобы процесс сгорания происходил более качественно .
В связи с этим устанавливаю :
- начало открытия впускного клапана (точка r′ ) – за 30˚п.к.в. до ВМТ ;
- закрытие впускного клапана (точка a΄΄) - 60˚п.к.в. после НМТ ;
- начало открытия выпускного клапана (точка b΄) – за 60˚п.к.в. до НМТ ;
- закрытие выпускного клапана (точка а΄) - 25˚п.к.в. после ВМТ ;
- угол опережения впрыска (точка с΄) - 25˚п.к.в. до ВМТ ;
- продолжительность периода задержки воспламенения (точка f) – Δφ=15˚п.к.в.
В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углам опережения впрыска определяю положение точек r΄,a΄,b΄,a΄΄,c΄,f по формуле перемещения поршня :

,где λ – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна ,λ=0.25 .
Результаты расчёта координат точек свожу в таблицу 2.1.
Таблица 2.1.
Результаты расчёта .
|
Обозна- чение |
Положение |
φ˚ |
(1-cosφ)+λ/4(1-cos2φ) |
Расстояние от ВМТ до точки ,мм |
|
b΄ |
60˚п.к.в. до НМТ |
480 |
1.59 |
88 |
|
r΄ |
30˚п.к.в. до ВМТ |
690 |
0.17 |
8 |
|
a΄ |
25˚п.к.в. после ВМТ |
25 |
0.12 |
6 |
|
a΄΄ |
60˚п.к.в. после НМТ |
240 |
1.59 |
88 |
|
c΄ |
25˚п.к.в. до ВМТ |
335 |
0.12 |
6 |
|
f |
(25-10)˚п.к.в. до ВМТ |
345 |
0.04 |
2 |
Положение точки с΄΄ определяю из выражения :
![]()

Нарастание давления от точки C΄΄ до точки Zd составляет :
![]()
Соединяя плавными кривыми точки ,получаю скруглённую индикаторную диаграмму .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.