4. КОНСТРУКЦИЯ И РАСЧЁТ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ ,СИСТЕМ.
4.1. Поршневая группа .
4.1.1. Конструкция деталей поршневой группы .
Поршни проектируемого двигателя изготовлены из термопрочного эвтектического сплава алюминия и кремния АЛ30 .На поверхности поршня имеются пять канавок :две- под маслосъёмное три – под компрессионные кольца .В головке поршня расположена камера сгорания .На поверхность днища поршня и верхней канавки нанесен износо- и термостойкий слой ,преобразующий поверхностный слой алюминия в керамику Al2O3 .Для снижения теплового расширения в тело поршня залиты стальные терморегулирующие вставки .Юбка поршня покрыта тонким (0.003…0.005мм) слоем оловянно-свинцового сплава ,в целях быстрой приработки ,а также уменьшения трения и снижения износа .
Верхние компрессионные кольца изготовлены из легированного чугуна ,наружная поверхность кольца покрыта слоем молибдена ,что повышает их долговечность .Третье компрессионное кольцо комбинированное ,изготовлено из серого легированного чугуна с пластинчатым графитом и износостойким покрытием .Маслосъёмные кольца наборные ,состоящие из двух дисков и двухфункционального расширителя ,обеспечивающего удержание дисков в канавке поршня на определённом расстоянии друг от друга и их равномерное прижатие к зеркалу цилиндра .
Поршневые пальцы :с внутренним конусом ,плавающего типа ,фиксированные в бобышках поршня от осевого перемещения пружинными стопорными кольцами .
4.1.2. Расчёт деталей поршневой группы .
Расчёт поршня .
Основные конструктивные размеры элементов поршня приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Основные конструктивные размеры элементов поршня .
| Наименование | Обозначение | Интервал | Величина ,мм | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 
| Толщина днища поршня | δ | (0.12…0.20)D | 21 | 
| Высота поршня | Н | (1.0…1.5)D | 150 | 
| Высота верхней части поршня | h1 | (0.60…0.10)D | 100 | 
| Высота юбки поршня | hю | (0.60…0.70)D | 70 | 
| Диаметр бобышки | dб | (0.3...0.5)D | 52 | 
| Расстояние между торцами бобышек | b | (0.3…0.5)D | 35 | 
| Толщина стенки юбки поршня | δю | 2.0…5.0 | 5 | 
| Толщина стенки головки поршня | S | (0.05…0.10)D | 10 | 
| Расстояние до первой поршневой канавки | е | (0.11…0.2)D | 20 | 
| Толщина первой торцевой перемычки | hп | (0.04…0.06)D | 6 | 
Продолжение таблицы 4.2.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 
| Радиальная толщина кольца - компрессионного - маслосъёмного | t | (0.040…0.045)D (0.038…0.043)D | 4.4 4.4 | 
| Высота кольца | а | 3.0…5.0 | 3 | 
| Разность между величинами зазоров замка кольца в свободном и рабочем состоянии | Ао | (3.2…4.0)t | 14 | 
| Радиальный зазор кольца в канавке поршня - компрессионного - маслосъёмного | Δt | 0.70…0.95 0.90…1.10 | 0.7 0.9 | 
| Внутренний диаметр поршня | di | D-2(s+t)+Δt | 73 | 
| Число масляных отверстий в поршне | пм | 6…12 | 8 | 
| Диаметр масляного канала | dм | (0.3…0.5)а | 2.5 | 
| Наружный диаметр пальца | dп | (0.3...0.5)D | 35 | 
| Внутренний диаметр пальца | dв | (0.5…0.7)dп | 15.5 | 
| Длина пальца | lп | (0.80…0.85)D | 82 | 
| Длина втулки шатуна | lш | (0.33…0.45)D | 34 | 
На основании расчётов (теплового ,динамического) :диаметр цилиндра D=103 мм ,ход поршня S=98 мм ,максимальное давление сгорания Pz max=10.647 МПа ,площадь сечения внутреннего диаметра цилиндра Fп=0.0083 м² ,масса деталей поршневой группы mп=2.08 кг ,частота вращения коленчатого вала nmax=3045 об/мин ,материал поршня – алюминий αц=22·10ˉº 1/К ,материал гильзы - чугун αц=11·10ˉº 1/К .
Площадь сечения Х-Х определяется по формуле :

,где dк – диаметр поршня по дну канавок ,м² .Определяется по формуле :

F´ - площадь продольного диаметрального сечения масляного канала ,м² .Определяется по формуле :


Максимальная сжимающая сила определяется по формуле :

Напряжение сжатия определяется :

Для алюминиевых поршней [σсж]=40МПа , σсж=38МПа<[σсж]=40МПа .
Напряжение разрыва в сечении Х-Х .

Масса головки поршня с кольцами ,расположенная выше сечения Х-Х определяется по формуле :

Максимальная разрывная сила равна:

Напряжение разрыва определяется :

Напряжения в верхней кольцевой перемычке :
- среза :

- изгиба :

- сложное :

Для алюминиевых поршней [σ∑]=40 МПа ,σ∑=18.196 МПа<[σ∑]=40 МПа .
Удельное давление поршня на стенку цилиндра :

,где Nmax – наибольшая нормальная сила ,действующая на стенку цилиндра при работе двигателя на режиме максимальной мощности .Nmax=5.837 кН (из динамического расчёта) .


Диаметры головки и юбки поршня определяются по следующим формулам :

,где ΔГ – необходимый зазор между стенками цилиндра и головкой поршня в холодном состоянии .Для алюминиевых поршней ΔГ=(0.006…0.008)D=0.006·103=0.618 мм.


,где Δю – необходимый зазор между стенкой цилиндра и юбкой поршня в холодном состоянии .Для алюминиевых поршней Δю=(0.001…0.002)D=0.002·103=0.206 мм.

Диаметральные зазоры в горячем состоянии определяются по следующим формулам
:

,где αц и αп – коэффициенты линейного расширения материалов цилиндра (для гильзы из чугуна αц=11·10ˉ˚ 1/К ) и поршня ( αц=22·10ˉ˚ 1/К ) .
Тц и ТГ – температуры стенок цилиндра и головки поршня в рабочем состоянии .При водяном охлаждении Тц=388 К ,ТГ=493 К .


,где Тю –температура юбки поршня в рабочем состоянии .При водяном охлаждении Тю=428 К .

Расчёт поршневого кольца .
Материал кольца – легированный чугун ,Е=1.2·10 МПа .

Давление кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности :

,где μк=р/ркр – переменный коэффициент .
Результаты расчёта р в различных точках окружности (углах φ) приведены
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.