4. КОНСТРУКЦИЯ И РАСЧЁТ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ ,СИСТЕМ.
4.1. Поршневая группа .
4.1.1. Конструкция деталей поршневой группы .
Поршни проектируемого двигателя изготовлены из термопрочного эвтектического сплава алюминия и кремния АЛ30 .На поверхности поршня имеются пять канавок :две- под маслосъёмное три – под компрессионные кольца .В головке поршня расположена камера сгорания .На поверхность днища поршня и верхней канавки нанесен износо- и термостойкий слой ,преобразующий поверхностный слой алюминия в керамику Al2O3 .Для снижения теплового расширения в тело поршня залиты стальные терморегулирующие вставки .Юбка поршня покрыта тонким (0.003…0.005мм) слоем оловянно-свинцового сплава ,в целях быстрой приработки ,а также уменьшения трения и снижения износа .
Верхние компрессионные кольца изготовлены из легированного чугуна ,наружная поверхность кольца покрыта слоем молибдена ,что повышает их долговечность .Третье компрессионное кольцо комбинированное ,изготовлено из серого легированного чугуна с пластинчатым графитом и износостойким покрытием .Маслосъёмные кольца наборные ,состоящие из двух дисков и двухфункционального расширителя ,обеспечивающего удержание дисков в канавке поршня на определённом расстоянии друг от друга и их равномерное прижатие к зеркалу цилиндра .
Поршневые пальцы :с внутренним конусом ,плавающего типа ,фиксированные в бобышках поршня от осевого перемещения пружинными стопорными кольцами .
4.1.2. Расчёт деталей поршневой группы .
Расчёт поршня .
Основные конструктивные размеры элементов поршня приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Основные конструктивные размеры элементов поршня .
Наименование |
Обозначение |
Интервал |
Величина ,мм |
1 |
2 |
3 |
4 |
Толщина днища поршня |
δ |
(0.12…0.20)D |
21 |
Высота поршня |
Н |
(1.0…1.5)D |
150 |
Высота верхней части поршня |
h1 |
(0.60…0.10)D |
100 |
Высота юбки поршня |
hю |
(0.60…0.70)D |
70 |
Диаметр бобышки |
dб |
(0.3...0.5)D |
52 |
Расстояние между торцами бобышек |
b |
(0.3…0.5)D |
35 |
Толщина стенки юбки поршня |
δю |
2.0…5.0 |
5 |
Толщина стенки головки поршня |
S |
(0.05…0.10)D |
10 |
Расстояние до первой поршневой канавки |
е |
(0.11…0.2)D |
20 |
Толщина первой торцевой перемычки |
hп |
(0.04…0.06)D |
6 |
Продолжение таблицы 4.2.
1 |
2 |
3 |
4 |
Радиальная толщина кольца - компрессионного - маслосъёмного |
t |
(0.040…0.045)D (0.038…0.043)D |
4.4 4.4 |
Высота кольца |
а |
3.0…5.0 |
3 |
Разность между величинами зазоров замка кольца в свободном и рабочем состоянии |
Ао |
(3.2…4.0)t |
14 |
Радиальный зазор кольца в канавке поршня - компрессионного - маслосъёмного |
Δt |
0.70…0.95 0.90…1.10 |
0.7 0.9 |
Внутренний диаметр поршня |
di |
D-2(s+t)+Δt |
73 |
Число масляных отверстий в поршне |
пм |
6…12 |
8 |
Диаметр масляного канала |
dм |
(0.3…0.5)а |
2.5 |
Наружный диаметр пальца |
dп |
(0.3...0.5)D |
35 |
Внутренний диаметр пальца |
dв |
(0.5…0.7)dп |
15.5 |
Длина пальца |
lп |
(0.80…0.85)D |
82 |
Длина втулки шатуна |
lш |
(0.33…0.45)D |
34 |
На основании расчётов (теплового ,динамического) :диаметр цилиндра D=103 мм ,ход поршня S=98 мм ,максимальное давление сгорания Pz max=10.647 МПа ,площадь сечения внутреннего диаметра цилиндра Fп=0.0083 м² ,масса деталей поршневой группы mп=2.08 кг ,частота вращения коленчатого вала nmax=3045 об/мин ,материал поршня – алюминий αц=22·10ˉº 1/К ,материал гильзы - чугун αц=11·10ˉº 1/К .
Площадь сечения Х-Х определяется по формуле :
,где dк – диаметр поршня по дну канавок ,м² .Определяется по формуле :
F´ - площадь продольного диаметрального сечения масляного канала ,м² .Определяется по формуле :
Максимальная сжимающая сила определяется по формуле :
Напряжение сжатия определяется :
Для алюминиевых поршней [σсж]=40МПа , σсж=38МПа<[σсж]=40МПа .
Напряжение разрыва в сечении Х-Х .
Масса головки поршня с кольцами ,расположенная выше сечения Х-Х определяется по формуле :
Максимальная разрывная сила равна:
Напряжение разрыва определяется :
Напряжения в верхней кольцевой перемычке :
- среза :
- изгиба :
- сложное :
Для алюминиевых поршней [σ∑]=40 МПа ,σ∑=18.196 МПа<[σ∑]=40 МПа .
Удельное давление поршня на стенку цилиндра :
,где Nmax – наибольшая нормальная сила ,действующая на стенку цилиндра при работе двигателя на режиме максимальной мощности .Nmax=5.837 кН (из динамического расчёта) .
Диаметры головки и юбки поршня определяются по следующим формулам :
,где ΔГ – необходимый зазор между стенками цилиндра и головкой поршня в холодном состоянии .Для алюминиевых поршней ΔГ=(0.006…0.008)D=0.006·103=0.618 мм.
,где Δю – необходимый зазор между стенкой цилиндра и юбкой поршня в холодном состоянии .Для алюминиевых поршней Δю=(0.001…0.002)D=0.002·103=0.206 мм.
Диаметральные зазоры в горячем состоянии определяются по следующим формулам
:
,где αц и αп – коэффициенты линейного расширения материалов цилиндра (для гильзы из чугуна αц=11·10ˉ˚ 1/К ) и поршня ( αц=22·10ˉ˚ 1/К ) .
Тц и ТГ – температуры стенок цилиндра и головки поршня в рабочем состоянии .При водяном охлаждении Тц=388 К ,ТГ=493 К .
,где Тю –температура юбки поршня в рабочем состоянии .При водяном охлаждении Тю=428 К .
Расчёт поршневого кольца .
Материал кольца – легированный чугун ,Е=1.2·10 МПа .
Давление кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности :
,где μк=р/ркр – переменный коэффициент .
Результаты расчёта р в различных точках окружности (углах φ) приведены
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.