12. Расчёт валов на усталостную прочность
Быстроходный вал
Определим запасы сопротивления усталости в опасных сечениях:
Первое опасное сечение – под шестерней (ослабленное шпоночным пазом).
Изгибающий момент
Напряжение изгиба
, где d – диаметр вала в опасном сечении в мм.
Напряжение кручения
, где d – диаметр вала в опасном сечении в мм.
Пределы выносливости
где - предел прочности стали 45
Запас сопротивления по изгибу:
;
где - амплитуда переменных составляющих циклов напряжений; - постоянная составляющая; - коэффициент, зависящий от характеристик материала; - эффективный коэффициент концентрации напряжений при изгибе для шпоночного паза; - масштабный фактор и фактор шероховатости поверхности;
Запас сопротивления по кручению:
;
где - амплитуда переменных составляющих циклов напряжений; - постоянная составляющая; - коэффициент, зависящий от характеристик материала; – эффективный коэффициент концентрации напряжения при кручении для шпоночного паза; - масштабный фактор и фактор шероховатости поверхности;
Запас сопротивления усталости
Второе опасное сечение – рядом с подшипником (ослабленное галтелью).
Изгибающий момент
Напряжение изгиба
, где d – диаметр вала в опасном сечении в мм.
Напряжение кручения
, где d – диаметр вала в опасном сечении в мм.
где - предел прочности стали 45
Запас сопротивления по изгибу:
;
где - амплитуда переменных составляющих циклов напряжений; - постоянная составляющая; - коэффициент, зависящий от характеристик материала; - эффективный коэффициент концентрации напряжений при изгибе для шпоночного паза; - масштабный фактор и фактор шероховатости поверхности.
Запас сопротивления по кручению:
;
где - амплитуда переменных составляющих циклов напряжений; - постоянная составляющая; - коэффициент, зависящий от характеристик материала; – эффективный коэффициент концентрации напряжения при кручении для шпоночного паза; - масштабный фактор и фактор шероховатости поверхности;
Запас сопротивления усталости
Третье опасное сечение – выходной конец (ослабленное шпоночным пазом).
Изгибающий момент
Напряжение изгиба
, где d – диаметр вала в опасном сечении в мм.
Напряжение кручения
, где d – диаметр вала в опасном сечении в мм.
Т.к. изгибающий момент в этом сечении равен нулю, то нет необходимости считать запас сопротивления по изгибу (он стремится к бесконечности). И общий запас сопротивления будет равен запасу сопротивления усталости по кручению.
Пределы выносливости
где - предел прочности стали 45
Запас сопротивления по кручению:
;
где - амплитуда переменных составляющих циклов напряжений; - постоянная составляющая; - коэффициент, зависящий от характеристик материала; – эффективный коэффициент концентрации напряжения при кручении для шпоночного паза; - масштабный фактор и фактор шероховатости поверхности;
Запас сопротивления усталости
Больше напряжено второе сечение (наименьшее значение ), поэтому проверим для него статическую прочность при перегрузках:
;
где – коэффициент перегрузки двигателя; – напряжение изгиба во втором сечении; – напряжение кручения во втором сечении.
- удовлетворяет условию прочности.
Промежуточный вал.
Определим запасы сопротивления усталости в опасных сечениях:
Первое опасное сечение – под колесом быстроходной ступени (ослабленное шпоночным пазом).
Изгибающий момент
Напряжение изгиба
, где d – диаметр вала в опасном сечении в мм.
Напряжение кручения
, где d – диаметр вала в опасном сечении в мм.
Пределы выносливости
где - предел прочности стали 45
Запас сопротивления по изгибу:
;
где - амплитуда переменных составляющих циклов напряжений; - постоянная составляющая; - коэффициент, зависящий от характеристик материала; - эффективный коэффициент концентрации напряжений при изгибе для шпоночного паза; - масштабный фактор и фактор шероховатости поверхности.
Запас сопротивления по кручению:
;
где - амплитуда переменных составляющих циклов напряжений; - постоянная составляющая; - коэффициент, зависящий от характеристик материала; – эффективный коэффициент концентрации напряжения при кручении для шпоночного паза; - масштабный фактор и фактор шероховатости поверхности;
Запас сопротивления усталости
Второе опасное сечение – под шестерней тихоходной ступени (ослабленное шпоночным пазом).
Изгибающий момент
Напряжение изгиба
, где d – диаметр вала в опасном сечении в мм.
Напряжение кручения
, где d – диаметр вала в опасном сечении в мм.
Запас сопротивления по изгибу:
;
где - амплитуда переменных составляющих циклов напряжений; - постоянная составляющая; - коэффициент, зависящий от характеристик материала; - эффективный коэффициент концентрации напряжений при изгибе для шпоночного паза; - масштабный фактор и фактор шероховатости поверхности.
Запас сопротивления по кручению:
;
где - амплитуда переменных составляющих циклов напряжений; - постоянная составляющая; - коэффициент, зависящий от характеристик материала; – эффективный коэффициент концентрации напряжения при кручении для шпоночного паза; - масштабный фактор и фактор шероховатости поверхности;
Запас сопротивления усталости
В третьем сечении (рядом с подшипником, ослабленное галтелью) запас сопротивления усталости определять не нужно, т.к. и М и Т равны нулю.
Больше напряжено второе сечение (наименьшее значение ), поэтому проверим для него статическую прочность при перегрузках:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.