2.Исходные данные
Исходные данные |
Разм. |
|
Мощность на валу барабана, Р |
кВт |
4 |
Угловая скорость барабана, ã |
1/с |
7 |
Срок службы, L |
лет |
5 |
Коэффициент годового использования, Кг |
-- |
0.7 |
Коэффициент суточного использования, Кс |
-- |
0.25 |
Особые условия работы карусели:
1. Привод работает в помещении ( ) .
2. Моечный барабан расположен горизонтально.
График загрузки привода:
1. – номинальный крутящий момент;
2. - пусковой момент;
3. t – время эксплуатации барабана
Привод должен содержать:
1. Электродвигатель.
2. Открытую передачу.
3. Двухступенчатый зубчатый редуктор с планетарной передачей.
4. Муфту.
5. Раму.
3. Кинематический расчёт.
Произведём выбор двигателя и кинематический расчёт привода моечного барабана в соответствии с заданием.
3.1. По заданному значению угловой
скорости найдём частоту вращения рабочего органа:
.
3.2. Составляем структурную схему привода. Открытую передачу назначаем с гибкой связью и устанавливаем её перед редуктором. В качестве передачи с гибкой связью используем ремённую передачу, так как применение цепной передачи нерационально из-за малой нагрузки. Предохранительную муфту ставим после редуктора.
3.3. Принимаем значение передаточного
отношения открытой ременной передачи .
3.4. Определяем возможные передаточные отношения редуктора. результаты расчёта приведены в таблице 1.
Где .
Таблица 1.
Кинематический расчёт привода.
Название параметра |
Значение параметров |
||||
Синхронная частота вращения вала
двигателя, |
600 |
750 |
1000 |
1500 |
3000 |
Возможное передаточное отношение
привода, |
8,976 |
11,22 |
14,96 |
22,44 |
44,88 |
Передаточное отношение открытой
передачи, |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Передаточное отношение редуктора, |
4,488 |
5,61 |
7,48 |
11,22 |
22,44 |
3.5. Разрабатываем варианты кинематических схем привода двухступенчатых редукторов (рис. 1). Использовать в редукторе будем цилиндрические и конические зубчатые передачи, а так же планетарную передачу. Предусматривая в приводе открытую передачу перед или после редуктора и предохранительную муфту после него.
а)
б)
в)
Рис. 1. Кинематические схемы редуктора.
3.6. Принимаем к исполнению вариант «б».
Для этого двухступенчатого редуктора наиболее рациональным оказывается
отношение , которое обеспечивается электродвигателем
с синхронной частотой вращения
(табл.1).
3.7. Определяем КПД привода.
.
3.8. Находим расчётную мощность двигателя:
.
3.9. По каталогам или другой справочной
литературе подбираем двигатель серии А4 закрытого обдуваемого исполнения –
4А112М4У3, имеющего при синхронной частоте вращения следующие
технические данные:
,
.
3.10. Уточняем передаточное отношение привода редуктора:
,
.
3.11. Определяем передаточные числа ступеней редуктора:
Принимаем ,
,
Принимаем ,
Тогда .
3.12. Определяем частоты вращения и угловые скорости всех валов:
3.13. Определяем крутящие моменты на валах:
3.14. Определение чисел зубьев зубчатых
колёс планетарной ступени редуктора по заданному значению . [3]
Планетарная ступень редуктора относится к механизму 2-го типа [2].
По условию .
Примем следующие обозначения:
- число зубьев
солнечного колеса,
- число зубьев внешнего
колеса,
- число зубьев
сателлитов.
,
,
Числа и
имеют ОНК, равное 2. Примем
, тогда
,
Так как , то
надо умножить 10, тогда:
,
,
.
Проверим полученные значения чисел зубьев по условию сборки и определим число сателлитов “С”:
,
При С=2 получим g=70 –целое число,
При С=4 получим g=35 –целое число,
При С=5 получим g=28 –целое число,
При С=7 получим g=20 –целое число,
Примем С=5 и проверим условие соседства сателлитов:
Условие соседства соблюдается.
4.Расчёт допускаемых контактных напряжений.
4.1. Расчёт зубчатых колёс цилиндрической ступени редуктора.
4.1.1. Выбор материала.
В зависимости от твёрдости стальные
зубчатые колёса разделяют на две основные группы: твёрдостью - зубчатые колёса, нормализованные или
улучшением; твёрдостью
- с объёмной закалкой и
др..
Твёрдость материала позволяет производить чистое нарезание
зубьев после термообработки. При этом можно получить высокую точность без
применения дорогих отделочных материалов (шлифовки, притирки и т.п.). Колёса
этой группы хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению при
динамических нагрузках.
По этим причинам мы берём материал: сталь 40Х.
4.1.2. Расчёт допускаемых контактных
напряжений зубьев шестерни и колеса рядовой ступени
редуктора.
для всех колёс
(шестерен) редуктора ведётся в отдельности по выражению:
где -
коэффициент безопасности;
- коэффициенты,
указывающие шероховатость поверхности сцепляющейся пары и окружную скорость;
-
базовый предел контактной выносливости, выбирается по рекомендациям
, где a и b из таблиц.
Примем для ведущего колеса (шестерни) твёрдость 280 НВ, а для ведомого твёрдость- 260НВ.
Рассчитаем пределы контактной выносливости:
для шестерни:
для колеса:
Коэффициент долговечности:
- коэффициент
долговечности, по контактной выносливости.
- базовое число циклов
(выбираем по графику в зависимости от твёрдости):
,
.
- эквивалентное число циклов:
с=1 – число шестерён входящих в зацепление с колесом,
- частота вращения при
,
- крутящий момент,
который берётся из графика загруженности,
- максимальный момент.
4.1.3.Определение полного времени работы редуктора:
,
,
.
4.4. Определение нагрузки приведения по графику загрузки:
,
,
.
4.1.5.При расчёте на выносливость зубчатых
колёс принято не учитывать перегрузки, при которых число циклов переменных
напряжений за полный срок службы .
Проверяем перегрузку на первом участке, так как здесь самое малое время работы:
,
Так как , то в
расчёт не берём.
4.1.6. Определяем число циклов нагружения шестерни:
, колеса:
.
4.1.7. Рассчитываем коэффициент долговечности:
,
Так как то
берём коэффициент =1.
.
4.1.8. Рассчитываем допускаемые касательные напряжения:
,
.
4.1.9. Для дальнейших расчётов принимаем:
.
4.2. Расчёт допускаемых напряжений
изгиба зубьев шестерни и колеса рядовой ступени редуктора.
4.2.1. Допускаемые напряжения при изгибе рассчитывается для всех колёс (шестерён)
редуктора в отдельности по выражению:
, где
- коэффициент
безопасности;
- коэффициенты
долговечности;
- базовый предел
выносливости по изгибу.
Пределы выносливости по напряжениям изгиба:
для шестерни: , для колеса:
.
Коэффициент долговечности:
.
где и
- базовое и эквивалентное числа циклов
нагружения.
При расчёте на изгиб базовое число циклов
нагружения для всех сталей не зависит от твёрдости и принимается .
- эквивалентное число
циклов:
с=1 – число шестерён входящих в зацепление с колесом,
- частота вращения при
,
- крутящий момент,
который берётся из графика загруженности,
- максимальный момент.
4.2.2. Определяем число циклов нагружения шестерни:
, колеса:
.
4.2.3. . Рассчитываем коэффициент долговечности:
,
Так как то
берём коэффициент =1.
.
Так как то
берём коэффициент =1.
4.2.4. Рассчитываем допускаемые касательные напряжения:
,
4.3. Расчёт зубчатых колёс планетарной ступени редуктора:
4.3.1.Выбор материала:
Выбираем для всех зубчатых колёс среднелегированную сталь 40Х ( термообработка – улучшение), назначаем твёрдость:
солнечного колеса: 240НВ, сателлитов: 230НВ.
4.3.2. . Расчёт допускаемых контактных
напряжений зубьев солнечного колеса и сателлитов.
для всех колёс
редуктора ведётся в отдельности по выражению:
где -
коэффициент безопасности;
- коэффициенты,
указывающие шероховатость поверхности сцепляющейся пары и окружную скорость;
-
базовый предел контактной выносливости, выбирается по рекомендациям
, где a и b из таблиц.
Рассчитаем пределы контактной выносливости:
для солнечного колеса:
для сателлитов:
Коэффициент долговечности:
- коэффициент
долговечности, по контактной выносливости.
- базовое число циклов
(выбираем по графику в зависимости от твёрдости):
,
.
- эквивалентное число циклов нагружения для
солнечного колеса:
с=5 – число зацеплений солнечного колеса с сателлитами,
- частота вращения
солнечного колеса,
4.3.3.При расчёте на выносливость зубчатых
колёс принято не учитывать перегрузки, при которых число циклов переменных напряжений
за полный срок службы .
Проверяем перегрузку на первом участке, так как здесь самое малое время работы:
,
Так как , то в
расчёт не берём.
4.3.4. Определяем число циклов нагружения солнечного колеса:
, колеса:
4.3.5. Определяем число циклов нагружения сателлитов:
где
4.3.6. Рассчитываем коэффициент долговечности:
,
Так как , то
берём коэффициент =1.
.
Так как , то
берём коэффициент =1
4.3.7. Рассчитываем допускаемые касательные напряжения:
,
.
4.3.8. Для дальнейших расчётов принимаем:
.
4.4. Расчёт допускаемых напряжений
изгиба зубьев солнечного колеса и сателлитов.
4.4.1.Допускаемые напряжения при изгибе рассчитывается для всех колёс редуктора в
отдельности по выражению:
, где
- коэффициент
безопасности;
- коэффициенты
долговечности;
- базовый предел
выносливости по изгибу.
Пределы выносливости по напряжениям изгиба:
для шестерни: , для колеса:
.
Коэффициент долговечности:
.
где и
- базовое и эквивалентное числа циклов
нагружения.
.
- эквивалентное число
циклов:
с=5 – число сателлитов входящих в зацепление с солнечным колесом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.