Лекция 5.
17. Допускаемые контактные напряжения зубчатых колес.
На прошлой лекции мы определили, что исходя из
прочности материала [s] по формуле
мы можем определить размеры колёс, теперь надо
выяснить чему же равно допустимое напряжение
Допускаемое контактное напряжение при проектировочном расчёте [Иванов]
(1);
где: sH lim b - предел контактной выносливости при базовом числе циклов, определяется таблично через твёрдость, так например для стали 45Х
sH lim b=2HHB+70 [МПа] (2);
при упрочнении колеса твёрдость возрастает, однако допустимая прочность возрастает непропорционально, для коррекции вводят поправку
sH - коэффициент безопасности (запас), при неупрочнённом колесе sH=1
sH=1,1 при объёмном упрочнении; (sH=1,2 при тяжёлых условиях)
sH=1,2 при поверхностном упрочнении;(sH=1,35 при тяжёлых условиях)
Таблица 1.
База испытаний N
|
Твёрдость материала, HB |
200 |
250 |
300 |
350 |
400 |
450 |
500 |
550 |
600 |
|
NHG млн.циклов |
10 |
17 |
25 |
37 |
50 |
64 |
80 |
100 |
120 |
KHL - коэффициент долговечности учитывает влияние срока службы передачи и режима нагрузки
(3);
где:

n - число оборотов в минуту, соответственно 60n число оборотов в час, 60nt число оборотов за время службы с - число зацеплений колеса с другими колёсами.
tS - время работы колеса в часах;
![]()
L – срок службы, годы;
Кгод и Ксут – коэффициенты использования передачи в году и в сутках когда редуктор работает в непостоянном режиме вычисляют осреднённую величину
(4);
где: Ti - нагрузка отличная от максимальной, ni - число циклов при такой нагрузке, ti - длительность работы редуктора в таком режиме
Tmax - максимальная нагрузка за время работы редуктора.
![]() |
й средненормальный
когда высокой нагрузке соответствует малое число циклов, малой нагрузке большое
число циклов в курсовом проекте, коэффициенты в уравнении (1)
дополняются ещё следующим набором [методичка]
(5);
где: ZR - коэффициент, учитывающий шероховатость сопряжённых поверхностей зубьев ZR = 1 для RA=20¸10 мкм,
ZR = 0.9 для RA=1,25¸0,8 мкм,
ZV - коэффициент, учитывающий окружную скорость ZV = 0.85v0.1 для HB<350,
ZV = 0.925v0.05 для HB>350,
KL - коэффициент, учитывающий влияние смазки, принимают, что при достаточной смазкой KL=1;
KXH - коэффициент, учитывающий размер рабочего колеса
;
достаточно на первом этапе в курсовой
вместо всех этих четырёх коэффициентов применить ![]()
Рассчитанные значения для каждого из колёс в зацеплении, осредняются в соответствии с соотношением
(6);
или точнее как среднеквадратичное
(7);
17. Допускаемые изгибные напряжения зубчатых колес.
Допустимые нагрузки на изгиб при проектировочном расчёте [Иванов]
(8);
где: sF lim b - предел выносливости при базовом числе циклов, определяется таблично через твёрдость, так например для стали 45Х
sF lim b=1,75HHB [МПа]
SF -коэффициент безопасности выбираемый таблично обеспечивает запас прочности, принимает значения SF=1,4¸2,2;
KFL - коэффициент долговечности
(9);
NFG - базовое число циклов испытаний на изгиб для всех
сталей
циклов;
NFE -
число циклов работы
(10);
m - показатель степени m=6 для сталей твёрдости HB<350
m=9 для сталей твёрдости HB>350
KFC - коэффициент учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки KFC=1 при односторонней нагрузке,
KFC=2 при реверсивной нагрузке в курсовом проекте, коэффициенты в уравнении (8) дополняются ещё следующим набором [методичка]

где: YR - коэффициент, учитывающий шероховатость сопряжённых поверхностей зубьев YR = 1 при механической обработке,
YR = 1,05¸1,2 при полировке,
YY - коэффициент, учитывающий механическое упрочнение YY=0,8¸1,5 в зависимости от механической обработки поверхности [Решетов]
YМ - коэффициент учитывающий масштабный фактор, связан с модулем mи материалом[Решетов]
YМ = 1,075 - 0,01mдля серого чугуна, для других материалов другие
Определение размеров зубчатых колёс
1. диаметр шестерни цилиндрическая прямозубая передача (индекс ’ обозначает предварительность результатов, i - быстроходная или тихоходная передача)

цилиндрическая косозубая передача

коническая передача

где: Ti - крутящий момент на шестерне;
Ui - передаточное отношение(был рассчитан в первой части курсового);
[sH] - рассчитанное выше контактное напряжение;
Y’bd =b/d - отношение ширины зубчатого колеса к диаметру шестерни; на первом, предварительном этапе расчётов принимают
Y’bd = 0,7¸0,8 - косозубая цилиндрическая; нарисовать
Y’bd = 0,8¸0,9 - прямозубая; нарисовать
Y’bd = 0,9¸1,0 - шевронная; нарисовать
Y’bd = 1,1¸1,2 - косозубая двухпоточная; нарисовать
Y’bd = 1,3¸1,4 - прямозубая двухпоточная; нарисовать
-
коэффициент нагрузки;
K’HB - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца;
K’HV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку;
K’Ha - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями.
K’be - коэффициент ширины зубчатого венца конической передачи;
в предварительном расчёте
=
К’ = 1.3 для косозубой цилиндрической, прямозубой двухпоточной;
К’ = 1.4 для прямозубой, шевронной цилиндрической, конической косозубой;
К’ = 1.5 для конической прямозубой;
Vb - коэффициент, учитывающий наклон зуба конической передачи,
b=00 - Vb=1 - для прямозубой конической передачи; нарисовать
b=150 - Vb=1,22 - для косозубой конической передачи; нарисовать
b=350 - Vb=1,5 - для конической передачи с круговыми зубьями;
из диаметра шестерни находим диаметр колеса
![]()
теперь можно ориентировочно определить
ширину колеса ширина венца зубчатого колеса ![]()
ширина шестерни ![]()
ширина венца конического колеса
нарисовать внешнее конусное расстояние конических
передач
нарисовать вычислить углы делительных конусов
![]()
![]()
определить предварительно диаметры валов db редуктора по формуле

где: Ti - крутящий момент на соответствующей шестерни/колесу;
[t] - пониженное допускаемое напряжение для материала вала принимают [t]=20¸30 Мпа
вычерчивают в масштабе 1:2 полученные шестерни и колёса
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.