Лекция 1
Рекомендуемая литература:
1. Иванов М.Н. Детали машин. - М.: Высшая школа, 1998.
2. Решетов Д.Н. Детали машин. - М.: Машиностроение, 1986.
3. Проектирование механических передач. Учебно-методическое пособие для ВУЗов. /С.А.Чернавский и др. - М.: Машиностроение, 1984.
4. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. - М.: Высшая школа, 2006.
5. Орлов П.И. Основы конструирования. В 2 кн. - М.: Машиностроение, 1986.
6. Анфимов М.И. Редукторы /конструкции и расчёт, изд. 3 переработанное. М. Машиностроение, 1972.
7. Чернилевский Д.В. Курсовое проектирование деталей машин и механизмов. – М.: Высшая школа, 2007. – 240с.
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Детали машин» является одним из ведущих и старейших курсов общеинженерной подготовки. В нем изучаются основы проектирования машин и механизмов. Курс базируется на общенаучных и общеинженерных дисциплинах: математике, теоретической механике сопротивлении материалов материаловедении и других науках.
Учебный курс «Детали машин» формирует будущего инженера как специалиста, вносящего основной творческий вклад в создание материальных ценностей. Значимость теоретического курса вместе с проектом состоит в том, что он завершает общетехническую подготовку студента.
Основной задачей курса «Детали машин» является изучение деталей машин, методов их расчета, развитие навыков конструирования и технического творчества.
Все машины и механизмы состоят из деталей.
Деталь - составная часть механизма, изготавливаемая без сборочных операций.
В курсе «Детали машин» изучаются детали, которые применяются практически во всех машинах (болты, гайки, валы, зубчатые механические передачи и т. д.).
Узел - сборочная единица, выполняющая определенные функции в изделии и представляющая собой изделие в целом или его составную часть, собранную отдельно от других составных частей изделия. Узлы бывают простые (например, игольчатый подшипник) и сложные, т. е. включающие в себя один или несколько простых узлов (например, редуктор).
Детали и узлы, которые встречаются только в специальных машинах, называются деталями и узлами специального назначения (клапаны, шатуны, шпиндели поршни, лопатки турбин и т. д.). Их изучают в специальных курсах, например, «Двигатели внутреннего сгорания» или «Металлорежущие станки».
Основные требования к деталям и узлам машин.
Детали и узлы, как и машины в целом, характеризуются работоспособностью, надежностью, технологичностью, экономичностью и эстетичностью.
Работоспособность - это способность детали выполнять заданные функции.
Надежность - свойство детали (изделия) выполнять заданные функции в течение заданного промежутка времени.
Технологичность - свойство изделия, отражающее минимальные затраты труда на изготовление, эксплуатацию и ремонт.
Экономичность учитывает в денежном выражении все затраты на проектирование, изготовление, эксплуатацию и ремонт изделия. В понятие «экономичность» также включается эффективность выполнения машиной своих функций по отношению к общим затратам, например, через срок окупаемости.
Эстетичность - это совершенство внешних форм изделия, его узлов и деталей.
Из всех вышеуказанных требований «эстетичность» наиболее субъективна, но ее значимость весьма значительна. Красивое и простое - самое гениальное, как и сама природа. У конструкторов бытует мнение: «если получилось красивое изделие, то оно будет хорошо работать».
Основные критерии работоспособности
и расчета деталей машин.
Прочность - свойство материалов и конструкций воспринимать нагрузки не разрушаясь.
Различают разрушение деталей из-за потери статической прочности или же из-за усталости.
При статическом нагружении деталь может разрушиться, если возникающие напряжения превысят предел прочности sв .
Усталостное разрушение происходит в результате длительного воздействия переменных напряжений, превышающих предел выносливости материала s -1 .
Жесткость - способность детали сохранять геометрические размеры и форму под нагрузкой.
Расчет на жесткость предусматривает ограничение упругих перемещений деталей. Нормы жесткости устанавливают на основе расчетов и практики эксплуатации деталей.
Износостойкость - способность детали сопротивляться поверхностному износу.
Износостойкость существенно зависит от поверхностной коррозии металлов.
Коррозия - процесс разрушения металлов в результате окисления. Из-за коррозии ежегодно теряется до 10% выплавляемых металлов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.