Метод дерева отказов является эвристическим и заканчивается разработкой мероприятий по исключению отказов структуры решений, карт учета неисправностей, проверок работоспособности по перечням систем управления.
Полную картину анализа опасности можно получить при рассмотрении модели «человек – машина – среда» . в этом случае рассматриваются влияние на безопасность характеристик надежности, а также допускаемые операторами опасные действия и опасные состояния машин. В качестве методов анализа надежности, а также безопасности находят применение:
1. Метод структурных схем, когда объект представляется в виде системы элементов. Недостатком которого является условие при котором каждый элемент может иметь только один отказ.
2. Метод построения дерева отказов, которым определяется последовательность видов отказов. Этот метод не учитывает сочетание отказов и отказы из-за человеческого фактора. Такой анализ может дополняться анализом последствий или критических состояний, который не является детальным анализом.
3. Анализ «причина – следствие» применяется для анализа последовательности цепи событий.
4. Анализ дерева отказов, который начинается с интересуемого отказа в обратном направлении, а далее отыскиваются события, которые его вызывают с помощью этого метода можно определить цель событий конкретного отказа. При этом методе необходимо предварительно обработать информацию по безопасности, изучить топографию системы, структуру элементов и их связи, данные отказов., влияние факторов среды, влияние временных и динамических факторов, влияние повторных отказов, учесть начальные условия и состояние системы, перегрузки системы, которые могли вызвать необратимые изменения.
Окружающая среда, старение , ошибочные команды и действия могут влиять на элемент, который приводит к отказу и может находиться в не рабочем состоянии. Устранение помехи часто не возвращает элемент в рабочее состояние. Требуется вернуть элемент в первоначальное состояние, устранить последствия, выполнить ремонт, а иногда взять и поставить в рабочее состояние.
Однако в сложных машинах нашли применение методы «анализа дерева отказов» и анализа безопасности систем как основного направления исключения отказов. В последствии начали применять методы анализа источников риска и разработка методов оценки.
Введено понятие риска. Риск – это вероятность материальных потерь для человека и машины. Таким образом надежность отличается от риска тем, при отказах не всегда возможен риск, т.е. оценка надежности, когда это связано с взаимодействием опасных и вредных факторов с появлением последствий для обслуживающего персонала это риск. Последствия могут быть разными, поэтому оценка риска может основываться на разных критериях, каждый из которых может быть наиболее информативной величиной ( наиболее соответствующей характеру события) – измеряющий риск. Принято применять измерители риска числовым значением нежелательного явления на число (частоту) событий, которые этот риск вызывают. Например, число жертв ЧС, заболеваний, аварий на 103, 104, 105 событий. Находят применение показатели близкие к оценке показателей риска и надёжности. Нужно отметить, что в настоящее время не разработано системы количественных оценок показателей безопасности (опасности) машин.
Опасность возможного воздействия опасных и вредных факторов может рассматриваться в системе «человек – машина – среда». Тогда можно определять риск человека подвергающегося опасности (курильщик, токарь, житель возле опасного объекта и т.п.); машины, среды и других элементов предприятия, трудового процесса и т.п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.