Влияние условий надежности на безопасность.
Очевидно, что показатели надежности не являются показателями опасности оборудования. Они могут являться таковыми только в том случае, если они превышают некоторый уровень, предел и когда оборудование становится потенциально опасным – мнимая опасность.
Реальная опасность наступает тогда, когда опасные и вредные факторы оборудования, имеющие предельные и ниже предельных показатели надежности, действуют на людей.
Как для анализа надежности, так и опасности применяется оценка риска. Находят применение показатели абсолютного риска: как правило, это связано отношением чрезвычайных событий (ЧС) , перенесённых на 102, 103, 104, 105 ,106 численности населения и относительный риск – отнесение ЧС к отдельным факторам, деталям, посадкам, скорости движения, транспортному средству и т. д. Так, в 1960 году, анализом взлета , посадок самолетов было установлено, что одна катастрофа приходится на 106 посадок, а сравнительный анализ позволил установить требования, повышающие этот показатель в 10 раз, т. е. 107 посадок.
В некоторых случаях и для некоторых машин (самолётов и др.) надежность непосредственно связана с аварийностью и её последствиями. Установлено , что для самолета можно ввести критерий характеризующий возникновение опасности, риска – частота аварии (1 катастрофа на 106 посадок).
Этапы повышения надежности с начала 40-х годов следующие:
1. Увеличение качества изделий.
2. Увеличение активной долговечности узлов и агрегатов.
3. Улучшение конструкции.
4. Улучшение прочностных характеристик материалов и их твердости.
5. Снижение износа мотора и инструмента.
6. Улучшение технического обслуживания (применение типовых графиков, периодических проверок, карт контроля, методов контроля).
Развитие теории надежности: по прогнозу показателей надежности – ожидаемая надежность; подбор конструкции соответствующих определенным требованиям; анализ последствий отказов с помощью блок- схем моделей и внесением изменений для снижения их повторений.
Условия снижения опасности и надежности оборудования.
Одной из главных причин повышения опасности оборудования является вывод из строя отдельных деталей и узлов. Это обычно происходит внезапно и часто приводит к тяжелому травматизму. Повышение безопасности и надежности особенно важно для машин и объектов, эксплуатация которых предусматривает и эксплуатацию до предельного состояния (самолеты, грузоподъемные машины и т.д.).
Предъявляемые требования к надежности машин разделяются по последствиям в результате возможного ущерба:
Группа 1 – самые низкие требования, когда материальные последствия связаны только с затратами на восстановление оборудования;
Группа 2 – средние требования, когда ущерб сравнивается со стоимостью машин, связан с простоем оборудования, не выполнением функциональных задач.
Метод построения дерева отказов состоит в описании вариантов развития процессов и их конечных событий (изменений событий, отказов) позволяет получить последовательность состояний системы. Для больших и сложных систем это дорогостоящий, требующих значительных затрат времени процесс, связанный с возможностью появления ошибок в процессе построения вариантов. Для исключения ошибок при построении дерева отказов применяется моделирование отдельных элементов конструкций.
Дерево отказов позволяет проследить два состояния рабочее и отказавшее, т.е. по цепи показать, что будет дальше , если произойдет определенное событие. При наличии достаточно точной информации по анализируемой системе, детального и полного перечня событий для каждого элемента, в том числе на выходе системы можно получить достаточно точное представление о надежности и безопасности работы системы. Полученная информация при большом объеме представляется в виде таблиц решений. Это исключает ошибки из-за человеческого фактора. В авиационной промышленности в качестве таблиц решений применяются карточки учёта неисправностей по перечню.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.