Особенности организации работы портовых и нефтеналивных станций (Глава 12 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 3

Передаточные поезда прибывают с сортировочной станции на пути приемо-отправочного    парка (рис. 12.2), где с составами выполняют операции по прибытии. Грузовые документы доставляются в СТЦ, где оператор проверяет число и комплектность документов, их соответствие данным натурного листа, и на основании документов размечает натурный лист.

Рисунок 12.2 – Принципиальная схема портовой станции и грузовых объектов порта

Грузовые документы на вагоны, прибывшие под выгрузку в адрес порта, оператор СТЦ предъявляет находящемуся на станции экспедитору порта, который установленным порядком немедленно передает данные о поступивших грузах сменному диспетчеру порта. В свою очередь, сменный диспетчер порта передает экспедитору разнарядку на подачу прибывших вагонов к фронтам погрузки-выгрузки. В соответствии с полученной разнарядкой экспедитор порта сообщает дежурному по станции или маневровому диспетчеру, в какой из грузовых районов подавать вагоны. Пользуясь размеченным натурным листом, приемосдатчик выполняет коммерческий осмотр вагонов.

После выполнения операций по прибытии состав поезда расформировывается, и вагоны поступают на пути СП. Сдача вагонов порту в техническом и коммерческом отношениях и прием их от порта после выполнения грузовых операций осуществляется на приемосдаточных путях сортировочного или передаточного парков. Документальное оформление приема-сдачи вагонов и учета простоя вагонов осуществляются так же, как и на подъездных путях.

Подборку вагонов по фронтам погрузки-выгрузки производят в районных парках. Составитель при заезде с группой вагонов, требующих расстановки на нескольких путях района, прежде всего, осуществляет подачу на наиболее удаленные фронты на данном пути, а затем – на ближние. Это позволяет достигать поточности подачи без лишних перестановок вагонов. Вагоны для погрузки-выгрузки по «прямому» варианту подаются в первую очередь. О времени подачи вагонов дежурный по станции уведомляет сменного диспетчера порта и приемосдатчиков станции. Сменный диспетчер порта ставит в известность исполнителей грузовых работ, которые встречают вагоны и совместно с составителем поездов расставляют их по местам погрузки-выгрузки.

Уборку вагонов, накопление подач, операции по отправлению выполняют подобно тому, как это делается на обычной грузовой станции.

12.5. Особенности работы железнодорожных станций по наливу нефтепродуктов

На станциях налива (слива) нефтепродуктов выполняют: осмотр по прибытии, расформирование, налив, уборку, формирование, осмотр по отправлению подвижного состава, а также подготовку цистерн к наливу и ремонту на промывочно-пропарочных предприятиях железных дорог.

Особенности работы нефтеналивных станций:

̶  параллельно техническому и коммерческому осмотрам осуществляется проверка котлов цистерн с головы и хвоста состава с целью установления возможности использования цистерн под налив определенного продукта без очистки на промывочно-пропарочном предприятии; определения характера обработки цистерн и рода наливаемого продукта; обнаружения цистерн с остатками груза и техническими неисправностями (крышек, колпаков, запорных и пломбировочных устройств, деталей сливных приборов и т.д.). О результатах общего осмотра докладывают ДСЦ (ДСП), а детального осмотра котлов – мастеру промывочно-пропарочного предприятия;

̶  ДСЦ (ДСП) обеспечивает согласованную работу станции с пунктами налива и промывочно-пропарочным предприятием. Он передает сменному мастеру промывочно-пропарочного   предприятия   информацию о подаче цистерн под обработку, а работникам подъездного пути – о подходе порожних цистерн или груженых маршрутов. В свою очередь, работники промывочно-пропарочного предприятия сообщают ДСЦ о подготовке к наливу цистерн, а представители подъездного пути – о готовности цистерн к выводу на станцию;

̶  в процессе расформирования или формирования составов цистерн должны соблюдаться требования, предусмотренные правилами перевозки опасных грузов;

̶  подачу или уборку цистерн на пункты налива осуществляют, как правило, укрупненными группами;

̶  в суточном и сменном планах дополнительно указывают задание налива нефтегрузов по основным видам; число отправленных цистерн в маршрутах, а также по регулировочному заданию; число подготавливаемых цистерн к наливу по определенным нефтепродуктам и др.

Технологический процесс работы железнодорожных станций по наливу (сливу) нефтегрузов и промывочно-пропарочных предприятий по очистке и подготовке цистерн под перевозку грузов должен обеспечивать экономическую эффективность работы и сокращение времени нахождения цистерн на станциях и подъездных путях предприятий, снижение себестоимости переработки и подготовки цистерн к наливу (сливу), безопасность движения и технику безопасности выполнения работ.