Особенности организации работы портовых и нефтеналивных станций (Глава 12 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 2

12.2. Комплексное планирование работы порта и станции

Для выполнения государственного плана перевозок импортного груза порт подает начальнику станции заявку по установленной форме, где указывается календарное расписание погрузки по дням декады с учетом наличия к отправлению грузов на складах порта и судах. Суточную заявку порт предоставляет станции не позднее, чем за 8 ч до начала планируемых суток. В ней указывают пути подачи; число и род вагонов; наименование грузов; дороги и станции назначения отправляемых из порта грузов; вариант перегрузки грузов и наименование судов, обрабатываемых по «прямому» варианту.

Суточная заявка порта считается принятой станцией, если начальник станции или его заместитель против заявленного портом числа вагонов проставит число принятых к подаче вагонов по их роду, в том числе по «прямому» варианту по каждому конкретному судну и подпишет эти данные.

Ежедневная производственная работа порта и станции строится на основании сменно-суточного плана. Он предусматривает обеспечение выполнения государственного плана погрузки-выгрузки вагонов и судов с установленными нормативами простоя, максимальной переработки грузов по прямому варианту «вагон-судно» и «судно-вагон» с наиболее эффективным использованием транспортных средств, а также определяет объем и характер работы всех подразделений порта и станции, время и последовательность обработки судов и вагонов.

Сменно-суточный план работы станции и порта составляется ежедневно главным диспетчером порта и заместителем начальника станции не позднее 15 ч текущих суток. Исходными данными для сменно-суточного плана-графика являются взаимоувязанные НПГРТУ, суточный план работы и сменное задание отделения дороги, ресурсы порта, число действующих причалов и их оснащенность перегрузочными машинами, наличие складских площадей для приема каждого рода груза из судов, наличие портовых рабочих в каждой смене; нормативы времени на выполнение различных работ с судами и вагонами. Кроме того, для разработки сменно-суточного плана используется информация о планах погрузки, выгрузки и перевалки грузов; числе груженых и порожних судов и вагонов на момент составления плана, о наличии каждого рода грузов в складах, судах и вагонах, а также информация о подходе судов и вагонов.

Сменно-суточный план работы составляется по определенной форме и содержит задания на погрузку грузов в вагоны и суда, выгрузку грузов из вагонов и судов, число обрабатываемых вагонов по прямому варианту, порядок использования механизмов и рабочей силы. Он утверждается заместителем начальника порта и заместителем (начальником) станции и вручается исполнителям не позднее чем за 1 ч до начала планируемых суток.

12.3. Оперативное руководство работой порта и станции

Оперативное руководство маневровой и грузовой работой, обработкой поездов, вагонов и судов осуществляют на портовой станции – маневровый диспетчер (дежурный по станции или путям); по районам порта – сменные диспетчеры районов; в целом по порту – сменный диспетчер, которому подчинены сменные диспетчеры районов, и сменный железнодорожный диспетчер порта (рис. 12.1).

Сменные руководители в процессе работы информируют друг друга о подходе поездов, вагонов и судов, контролируют выполнение установленных сменно-суточным планом норм, объемов переработки грузов и подготавливают необходимые условия, обеспечивающие преемственность в работе для вновь заступающей смены.

С целью обеспечения слаженной работы станции и порта по выполнению сменно-суточного плана и НПГРТУ создается координационная группа, состав которой определяется совместным приказом начальников порта и станции, организуются единые смены из оперативных работников. В единую смену включаются работники порта, и станции постоянного состава с одинаковым режимом рабочего времени, объединенные общими производственными задачами и единой технологией по обработке судов и вагонов:

от порта – диспетчер порта, диспетчер железнодорожной группы, диспетчеры районов порта, стивидоры районов, тальманы, заместители начальников грузовых складов;

от станции – маневровый диспетчер или дежурный по станции, сменный мастер, приемосдатчики, товарные кассиры, составительские и локомотивные бригады.

Руководителями единых смен назначаются старшие в смене диспетчер порта и маневровый диспетчер станции. Режим работы единых смен устанавливается по 12 ч с пересменкой в 8 и 20 ч. Кроме этого, в порту создаются комплексные бригады из рабочих с 8-часовым рабочим днем. В состав бригады портовых рабочих входят бригадир, крановщики, докеры.


Рисунок 12.1 – Схема оперативного руководства работой морского порта и станции

12.4. Порядок выполнения технических, коммерческих и грузовых операций